Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно, лавинно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный специалист в любой области и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.

В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности.

Однако, несмотря на данные от природы способности к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.

Как реакция на изменения, происходящие в обществе, в педагогике и педагогической психологии появился целый ряд новых научных направлений, в рамках которых разрабатывается проблема формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (Г.С. Альштуллер, И.М. Верткин), теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), а также исследования по развитию одаренности и способностей школьников к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А.В. Хуторского, В.С. Мухиной, А.С. Обухова, А.И. Доровкого, Д.Б. Богоявленской и др.

В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.

Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.

Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все многообразие изучаемой науки. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, чем содержится в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.

Важное достоинство грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся – способность вызывать естественное стремление ребенка к изучению окружающего мира. Её главная цель – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Эти умения необходимы для создания качественно нового и оригинального. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы образования и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.

Несмотря на усиленное внимание к проблеме организации исследовательской деятельности учеников, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным. Анализ результатов педагогической практики показывает, что развитию поисковых и творческих способностей учащихся в системе школьного образования все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе затруднениями в определении педагогических условий развития творческих способностей школьников в процессе изучения различных дисциплин, неподготовленностью самих педагогов к новым требованиям, которые предъявляют современные социально-экономические условия развития России к характеру организации учебно-воспитательного процесса.

Противоречия, лежащие в основе перечисленных факторов свидетельствуют об актуальности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и обуславливают необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Таким образом, проблема настоящего исследования: каковы психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

В силу недостаточной разработанности заявленной проблемы исследования, а также учитывая ее актуальность и значимость, тема выпускной квалификационной работы формулируется следующим образом: «Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве».

Объект исследования – образовательный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе среднего общеобразовательного учебного заведения.

Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий, способствующих эффективной организации исследовательской деятельности в школе.

Достижению поставленной цели способствует решение сопутствующих задач исследования, среди которых основными являются:

анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе;

определение сущности понятия исследовательской деятельности учащегося средней общеобразовательной школы;

анализ предпосылок подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности;

определение задач, содержания, форм и методов подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности;

выявление критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеурочной учебной работе;

разработка, подготовка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе.

При формулировке гипотезы исследования мы исходили из того, что включение в учебно-исследовательскую, а затем и в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения.

Следовательно, если выявить условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности в школе, а именно:

– психологические условия:

формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности;

психологический мониторинг, тренинги по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников;

– педагогические условия:

высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей ученических исследоваий;

повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся;

применение нетрадиционных методик в обучении;

внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;

спецкурсы по основам исследовательской деятельности;

индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов, то

с их учетом учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей старшеклассников к научно-исследовательской деятельности.

Методологической основой работы являются:

– важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности;

– комплексный подход к анализу проблем обучения и воспитания с позиций смежных наук;

– ориентация на системный, деятельностный и личностный подходы в исследовании;

– выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и саморазвития личности школьника;

– разработка связи теории и практики, идей и их реализации;

– ориентация на новые педагогические концепции.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся в рамках среднего общеобразовательного учебного заведения, а также нормативно-справочные и инструктивные сборники, материалы периодической печати, справочно-библиографические источники и т.д.

Теоретические основы проблемы организации исследовательской деятельности в средней общеобразовательной школе получили освещение в трудах А.Н. Барановой, Е.М. Гуревича, А.И. Доровского, А.М. Карекцкой, А.В. Леонтовича, Т.М. Ковалева, А.С. Обухова, А.И. Савенкова и др.

В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы научно-педагогического исследования:

– эмпирические методы:

анализ и обобщение передового педагогического опыта;

наблюдение;

анкетирование;

изучение и анализ школьной документации (по работе научных обществ учащихся);

педагогический эксперимент и др.

– теоретические методы:

теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы;

изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта;

абстрагирование, сравнение, синтез, аналогии, обобщение;

классификация и систематизация;

мысленный эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа:

На I этапе (2004–2005 гг.) выполнялся анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, направленный на изучение проблемы организации исследовательской деятельности в современном образовательном пространстве и выявление психолого-педагогических предпосылок подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности. На этом этапе были определены цель, задачи, гипотеза исследования.

На II этапе (2005–2006 гг.) был осуществлен анализ опыта работы учителей средних школ по подготовке старшекласников к исследовательской деятельности, определены задачи, содержание, формы, методы подготовки учащихся к этой деятельности, выявлены критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе.

На III этапе (2006–2007 гг.) были выявлены психолого-педагогические условия эффективности организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Этот этап включал в себя разработку, подготовку и реализацию программы опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе. На этом этапе были осуществлены обработка и анализ экспериментальных данных, их обобщение и оформление работы.

Базой исследования послужили средние общеобразовательные школы №10 и №4 г. Елабуга, а также средняя общеобразовательная школа №1 г. Менделеевск. Анкетированием было охвачено 84 старшеклассника, 32 ученика из которых приняли участие в опросе и тестировании на диагностирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Также в опросе участвовали 10 учителей-предметников, 2 классных руководителя и родители 32 учащихся десятых классов МОУ СОШ №4 г. Елабуга.

Новизна работы заключается в выявлении критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе и определении психолого-педагогических условий эффективности организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что составленный нами список критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе и определении психолого-педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений могут быть использованы для повышения эффективности научно-исследовательской работы учащихся школ, что будет способствовать увеличению числа участников и призеров олимпиад и научно-практических конференций не только школьного, городского и регионального, но и всероссийского уровня. Вследствие этого произойдет повышение престижа школы. С учетом грядущего подушевого финансирования средних общеобразовательных учебных заведений этот фактор будет иметь большое значение для обеспечения их конкурентоспособности.

Во-вторых, разработанная программа опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе может быть использована классными руководителями и руководителями научных обществ учащихся.

На защиту выносятся следующее:

– Психолого-педагогические условия, определяющие эффективность процесса организации исследовательской деятельности старшеклассников.

– Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе.

Апробация результатов исследования проводилась путем участия автора в следующих студенческих научно-практических конференциях:

– в межрегиональной научно-практической студенческой конференции «Актуальные вопросы психологии и педагогики: студенты в научном поиске» (г. Киров, март 2003 г.);

– в межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме» (г. Рязань, март 2007 г.);

– в межвузовской студенческой научно-практической конференции «Личность и образование в условиях интеграции в Европейское образовательное пространство» (г. Нижнекамск, апрель 2007).

Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...

Работа над правильностью и беглостью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления: 1) использование с ...

Методы воспитания
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикоснове ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru