Наглядность в обучении праву

Страница 2

4) Изобразительная наглядность. Например, учебные картины, изображающие судебное разбирательство дела в эпоху средневековья, позволят разобраться школьникам в особенностях процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами современного законодательства.

Применение наглядных средств обучения позволяет превратить трудный материал в более доступный и легко запоминаемый. Правильное применение наглядности связано с выявлением существенных признаков изображаемого и отвлечением от тех, которые имеют второстепенное значение.

Рассмотрим особенности применения условно-графической наглядности в процессе обучения праву.

В 1999—2000 гг. Федеральный Экспертный Совет Минобразования РФ рассматривал различные видеоматериалы киностудий РФ, предложивших использовать на уроках права отрывки из игрового кино на правовые темы.

Наиболее существенные черты правового явления или понятия можно передать через схематический рисунок. Например, разъясняя сущность правотворчества, учитель мелом на доске по ходу объяснения вычерчивает схему:

Эта схема показывает, что правотворческий процесс — это сложное правовое явление, посредством которого в государстве появляются новые юридические правила.

Вот некоторые варианты моделей юридического содержания, которые могут быть использованы на уроках: при изучении нового правового материала, при закреплении изученного содержания темы или для систематизации определенного блока знаний.

Учитель может сформулировать школьникам 9-х классов некоторые вопросы изадания к схемам:

1. Поясните, что такое право, и приведите конкретные примеры ситуаций, в которых бы поведение людей регулировалось именно правовыми нормами.

2. Зачем людям необходимо право? Приведите факты, подтверждающие вашу позицию по этому вопросу.

3. Обратитесь в любому источнику права, предположим, Закону. Прочитайте конкретное правило поведения и покажите составляющие части нормы права.

4. Каждый ли поступок человека, нарушающий норму права, можно назвать преступлением? Что значит состав преступления? Приведите конкретные примеры преступной деятельности людей и объясните их с юридической точки зрения.

5. Какими правами наделены граждане нашей страны? Сталкивались ли вы с нарушениями этих прав?

6. Как можно защитить свои права? Посоветуйте, что лучше сделать гражданину, у которого угнали автомобиль; чей друг не выполняет условия договора найма и не оплачивает проживание в квартире?

7. Почему лучше жить по законам, а не вопреки им? Организуйте дискуссию по этому вопросу.

8. Разъясните сущность форм, в которых может быть выражено право.

9. Какие юридические профессии вам известны? Насколько они соответствуют вашим способностям и желанию работать в этой сфере?

10. Какими правами наделен работник и работодатель? Что нужно знать тому, кто решил устраиваться на работу?

11. Как право регулирует взаимоотношения в семье?

Данные схемы используются на уроке только тогда, когда школьники изучают конкретную тему. Учитель должен разъяснить то, что изображено на схеме. Значит, схема должна быть ему хорошо знакома (при подготовке к уроку ее следует внимательно просмотреть). Представленные схематично понятия школьники могут перерисовать в тетрадь. Вопросы по схеме, рисунку нужно задавать тогда, когда школьники разобрались в том, что изображено.

Предположим, ученики 9 класса изучают особенности правового регулирования трудовых отношений в стране. Учитель может, объясняя в монологичной форме правила расторжения трудовых отношений между работником и работодателем, нарисовать мелом на доске или фломастером на листе ватмана схематический рисунок. Схематическое изображение правовых явлений может создаваться в логической последовательности, что даст возможность ученику увидеть отдельные составляющие понятия и проч. Например, показывая особенности расторжения трудового контракта, следует обратить внимание на то, что инициатива прекращения правовых отношений может исходить от работника или от работодателя, и т. д.

На уроках права могут применяться условные знаки, обозначающие то или иное понятие. Их используют при создании таблиц, графиков.

Страницы: 1 2 3

Произведения М. Пришвина на уроках чтения как средство развития познавательного интереса
При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого п ...

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных опе ...

Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru