Наглядность в обучении праву

Страница 1

Еще в XVII в. известный чешский педагог Ян Коменский (1592—1670) доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. Он писал: «Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущения . Надо начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с наблюдения за ними . Чувственное наглядное восприятие приводит к тому, что если кто-либо этим путем усвоил, то он будет знать это твердо . Отсюда известное выражение Горация: «Медленнее проникает в душу то, что воспринимается слухом, чем то, что мы видим своим надежным взором .».

В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Этим понятием называют важное средство обучения праву, связанное с визуальным (зрительным), аудиальным (слуховым) восприятием информации.

Обратим внимание на то, что вообще средства правового обучения — это идеальные и материальные объекты, с помощью которых учитель осуществляет процесс обучения праву.

В методике обучения праву выделяют различные виды наглядности.

Автором научных обоснований принципа наглядности в обучении методисты считают А. Дистервега (1790—1866) — немецкого педагога.

По форме внешнего выражения наглядные средства обучения классифицируются так:

1) звуковые средства обучения (к ним относятся и созданные в 90-е годы XX в. аудиокассеты РФПР по методике преподавания права);

2) экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультемедийные программы правового обучения);

3) печатные средства обучения (в них правовая информация представлена на бумажных носителях).

Однако в правовом обучении целесообразно обращать внимание на классификацию наглядности по ее юридическому содержанию. В этой связи можно выделить:

1) Условно-графическую наглядность. Сюда мы отнесем схематичные рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые включены в учебники и пособия по праву, создаются детьми или учителем в процессе работы над темой и проч. При этом данный вид наглядности может быть еще классифицирован на:

— символическую наглядность;

— схематическую наглядность.

2) Технические средства обучения (ТСО). Различные аудиозаписи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном использовании на уроках права значительно улучшают процесс обучения. При этом следует помнить о том, что «наглядность в отрыве от устных объяснений учителя теряет свою значимость». В практике работы школ отмечаются иногда неправильные варианты использования наглядности: некоторые учителя не используют ТСО вообще в своей работе, объясняя это тем, что, например, просмотр кинофильма только отнимет время от урока. Другие же, наоборот, демонстрируют любой учебный фильм, который не относится к теме урока. И тот и другой подход неверен. Необходимо учитывать некоторые правила использования ТСО на учебных занятиях. Предположим, педагог решил включить в урок просмотр отрывка из фильма по определенной правовой ситуации. Сначала педагог сам просматривает фильм, формулирует задания, вопросы, которые будут предложены школьникам после фильма. Важно продумать, на каком этапе урока лучше предложить фильм, как это будет логически сочетаться с предварительной и последующей работой. Не целесообразно отводить более 10 минут на просмотр видеосюжета. Правовые ситуации могут устаревать из-за динамично развивающегося законодательства, поэтому нельзя на уроке использовать старые материалы. Они могут ввести ученика в заблуждение и не будут иметь никакой учебной значимости или воспитательного эффекта.

3) Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору или в адвокатское бюро. Однако учителю следует очень основательно продумать форму проведения занятия за пределами школы. Нельзя проводить экскурсию спонтанно, без предварительной договоренности с юристами-специалистами. Важно, чтобы школьники увидели, как применяется право на практике, закрепили свои теоретические знания. Перед началом экскурсии целесообразно сформулировать задания каждому ученику или по группам. Задания можно выполнять в процессе экскурсии. Несмотря на гласность российского судопроизводства, не всегда целесообразно посещать судебное разбирательство дела для того, чтобы закрепить знания обучаемых о правилах процессуального права. Лучше всего, если школьники смогут пообщаться с юристами — практиками, которые расскажут о своей работе, юридических казусах, зададут ребятам вопросы и проч.

Страницы: 1 2 3

Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...

Методика реализации стохастической линии в 7 классе
Основные задачи: Введение понятия перестановки и вывод формулы числа перестановок. Познакомить учащихся с основными статистическими характеристиками: среднее арифметическое, мода, размах. Умение находить основные статистические характеристики для конкретного ряда данных, а также из таблиц и диаграм ...

О подготовке учителей к обучению школьников стохастике
Анализ учебно-методической литературы по теме исследования показывает, что введение вероятностно-статистического материала в базовый школьный курс математики породило немало проблем. К его появлению в школьном курсе оказались не готовы буквально все – от учителей до авторов школьных учебников. Обла ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru