Значение слухового восприятия речи для глухих и слабослышащих детей

Развитие образования » Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка » Значение слухового восприятия речи для глухих и слабослышащих детей

Остатки слуха играют существенную роль при обучении глухих детей звукопроизносительной речи. Прежде всего следует отметить, что при значительных остатках слуха (3 и 4 группа) глухие обладают возможностью различать на слух некоторые фонемы. Правда, число различаемых фонем невелико, так как глухие даже с большими остатками слуха могут более или менее уверенно различать лишь гласные звуки. Что касается различения согласных, то возможности глухих в этом отношении очень ограниченны. Без специальных упражнений, направленных на выработку слуховой дифференциации звуков речи, глухие дети, даже имеющие небольшие остатки слуха (4 группа), определяют лишь принадлежность некоторых согласных к той или иной фонетической группе. Это относится главным образом к таким звукам, как вибранты (р и р'), сонорные (м, м', н, н', л, л'), шипящие (ш, ж, щ, ч), а также некоторые согласные (п, т, к). Однако после специальных упражнений, направленных на дифференциацию элементов речи, возможности глухих этой группы несколько расширяются. Относительно возможности на слух глухими ударения (словесного, фразового и логического) следует сказать, что если обращенная к глухому речь достаточно громка и отчетлива, то даже при незначительных остатках слуха (2 группа) он может различать ударение.

Способность воспринимать гласные в соединении с восприятием ударения позволяет глухому улавливать ритмическую схему (контур) слова, т.е. количество слогов в нем и место ударения. Это в значительной мере облегчает узнавание знакомых слов и фраз.

При учете конкретных возможностей использования глухими слухового восприятия для различения элементов речи следует принимать во внимание уровень их речевого и умственного развития. При резко ограниченных слуховых возможностей глухой в процессе восприятия элементов речи опирается на свой предшествующий опыт и работу мышления.

Роль речевого опыта заключается в том, что, имея определенный запас слов, владея грамматическими формами языка и его произносительной стороной, глухой получает возможность на основе очень неполных слуховых впечатлений воспроизвести из нескольких возможных вариантов именно те слова и словосочетания, которые были фактически произнесены. Это значительно облегчается наличием определенного смыслового контекста, подсказывающей ситуации, благодаря чему обеспечивается известная направленность восприятия.

Таки образом, для многих глухих детей слуховое восприятие может содействовать использованию устной речи в качестве средства общения.

Необходимо отметить и другую весьма существенную роль остатков слуха при формировании у глухого ребенка словесной речи как средства общения.

Известно, что трудно добиться у глухих детей внятной речи. Наблюдения показывают, что произношение детей с остатками слуха выгодно отличается от произношения полностью глухих детей большей внятностью, естественностью и выразительностью. Практика, однако, доказывает, что при систематическом использовании слухового восприятия в процессе обучения произношению результаты в отношении внятности речи глухих детей становятся еще более значительными.

Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...

Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии
Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания. Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхо ...

Методикаработысюридическими документами
Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает « материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru