Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка

Развитие образования » Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Она не является врожденной способностью человека, речь формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Поражение слуха нарушает нормальное развитие речи. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Так как роль слуха в речевом развитии ребенка является решающей, то недостаток слуха является препятствием для становления речи. У ребенка, наряду с обеднением словаря, нарушениями грамматического строя речи, наблюдаются нарушения в произношении. Он испытывает также затруднения в восприятии обращенной к нему речи. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии речи. Без специального обучения дети с нарушением слуха могут остаться без речи или лишь с зачатками ее в виде небольшого количества фонетически искаженных слов.

Потеря слуха может служить причиной полной или частичной утраты уже сформированной речи. Затруднение детей в восприятии речи, вызванное нарушениями слуха, ограничивает объем информации, речевого материала, который может быть сообщен ребенком в ходе воспитательного процесса, оказывает влияние на качество этого процесса.

Слухо-речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики.

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

Достаточное количество работ исследователей затрагивают те или иные аспекты данной проблемы. В частности важным вкладом в изучение этой проблемы являются исследования Федора Андреевича Рау, Натальи Александровны Рау, Федора Федоровича Рау, Рахиль Марковны Боскис, а также В.И. Бельтюкова, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Е.П. Кузьмичевой, К.В. Коровина, Б.Д. Корсунской, Л.В. Нейман, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф, Н.Д. Шматко и др.

Цель:

теоретически изучить особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме.

2. Определить значение слухового восприятия в развитии речи ребенка.

Объект:

изучение особенностей развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Предмет:

возможности речевого развития детей с нарушенным слухом.

Субъект:

дети, не слышащие с рождения или потерявшие слух на 1-ом году жизни.

Гипотеза:

мы предполагаем, что недостаток слуха является препятствием для становления речи.

Формирование общественных мотивов поведения
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными видами детской деятельности. Эта работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы. Например, педагог намеча ...

Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...

Модель интегративного подхода в комплексной подготовке военных специалистов в условиях гражданского морского вуза
Интеграция гражданского и военного профессионального образования вызвана современными потребностями общества в соответствии с социально-политическим и экономическим развитием государства. Повышение качества подготовки будущих военных специалистов в условиях гражданского вуза – одна из немаловажных ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru