В результате проведенной школьной реформы образования мы имеем основную школу (1-9 классы) и среднюю школу (10-11 старшие классы). В старших классах введено профильное обучение, удовлетворяющее интересы, способности и возможности учащихся. Введение профильного обучения способствует реализации принципов индивидуализации и дифференциации в обучении. Но при этом ставится задача по обеспечению условий для правильного выбора учащимися старших классов направления профильного обучения. Это должно осуществляться в системе мероприятий по предпрофильной подготовке в основной школе (29).
С введением профильного обучения кардинально изменились условия изучения физики в старших классах различных профилей. По естественнонаучным направлениям физика сохранилась как самостоятельная дисциплина, в гуманитарных профилях учебный материал включен в интегрированный предмет «Естествознание». Чтобы школьники осознанно выбрали естественнонаучный профиль, где ведется углубленное изучение физики, и успешно обучались в старших классах, а школьники, которые ориентируются на гуманитарное направление, получили достаточно высокий и завершенный уровень знаний по физике, ставится задача по оптимальной и качественной организации учебного процесса по физике в основной школе. Таким образом, в профильных классах изучение физики различно: в физико-математических классах ведется углубленное изучение физики, и количество учебного времени увеличивается от 3 ч в неделю, отведенных для общеобразовательных классов, до 6 ч. В гуманитарных классах это время уменьшают до 2 ч (26).
Подготовку к ЕГЭ можно организовать в различных формах в зависимости от класса или школы. Для профильных классов по физике изучение программного материала желательно закончить к четвертой четверти, а затем начать обобщающее повторение и подготовку к экзамену в рамках существующего учебного времени. Сложнее с общеобразовательными классами, где на физику отводится 2-3 часа в неделю, а часть выпускников заявила о желании изучить программный материал до апреля, сохранив базовый уровень обучения. В данном случае можно организовать за счет часов школьного компонента занятия с группой учащихся во внеурочное время. При этом целесообразно сначала повторить и углубить знания по темам 11 класса, а затем уже по остальным разделам программы (17).
Содержание школьного курса физики представляет собой систему взаимосвязанных понятий, составляющих основу знаний о свойствах вещества, физических полей, форм движения материи, поэтому формирование системы понятий - одна из главных задач обучения физике (8).
Процесс формирования физических понятий состоит в последовательном раскрытии качественных и количественных свойств предметов и явлений, доведенном до их словесного определения и сознательного практического использования (1).
Единого способа формирования понятий в процессе обучения нет, существуют различные способы, которые имеют общие черты: они так или иначе начинаются с чувственно-конкретного восприятия предмета или явления, а процесс их образования складывается из двух этапов.
Содержанием первого служит движение от чувственно-конкретного восприятия к абстрактному. Этот процесс завершается словесным определением понятия. Содержанием второго этапа является движение от абстрактного к конкретному. При этом происходит обобщение понятия, обогащение его содержания, раскрытие его связи и отношений с другими. К примеру, изучение понятия и явления теплопроводности основывается в начале на зрительном восприятии при помощи демонстрации, наблюдаемое явление объясняется новым понятием - дается его определение; после этого учитель указывает на разницу теплопроводностей различных веществ, тем самым, обогащая его содержание.
Международный
контекст развития исторического образования
В 1996 г. Российская Федерация вошла в состав Совета Европы, а в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации. В результате этих решений педагоги России получили доступ к международной информации и возможность участия в интеграционных образовательных проектах Западной Европы. Эксперты Совета Европ ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как
фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...
Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...