В результате проведенной школьной реформы образования мы имеем основную школу (1-9 классы) и среднюю школу (10-11 старшие классы). В старших классах введено профильное обучение, удовлетворяющее интересы, способности и возможности учащихся. Введение профильного обучения способствует реализации принципов индивидуализации и дифференциации в обучении. Но при этом ставится задача по обеспечению условий для правильного выбора учащимися старших классов направления профильного обучения. Это должно осуществляться в системе мероприятий по предпрофильной подготовке в основной школе (29).
С введением профильного обучения кардинально изменились условия изучения физики в старших классах различных профилей. По естественнонаучным направлениям физика сохранилась как самостоятельная дисциплина, в гуманитарных профилях учебный материал включен в интегрированный предмет «Естествознание». Чтобы школьники осознанно выбрали естественнонаучный профиль, где ведется углубленное изучение физики, и успешно обучались в старших классах, а школьники, которые ориентируются на гуманитарное направление, получили достаточно высокий и завершенный уровень знаний по физике, ставится задача по оптимальной и качественной организации учебного процесса по физике в основной школе. Таким образом, в профильных классах изучение физики различно: в физико-математических классах ведется углубленное изучение физики, и количество учебного времени увеличивается от 3 ч в неделю, отведенных для общеобразовательных классов, до 6 ч. В гуманитарных классах это время уменьшают до 2 ч (26).
Подготовку к ЕГЭ можно организовать в различных формах в зависимости от класса или школы. Для профильных классов по физике изучение программного материала желательно закончить к четвертой четверти, а затем начать обобщающее повторение и подготовку к экзамену в рамках существующего учебного времени. Сложнее с общеобразовательными классами, где на физику отводится 2-3 часа в неделю, а часть выпускников заявила о желании изучить программный материал до апреля, сохранив базовый уровень обучения. В данном случае можно организовать за счет часов школьного компонента занятия с группой учащихся во внеурочное время. При этом целесообразно сначала повторить и углубить знания по темам 11 класса, а затем уже по остальным разделам программы (17).
Содержание школьного курса физики представляет собой систему взаимосвязанных понятий, составляющих основу знаний о свойствах вещества, физических полей, форм движения материи, поэтому формирование системы понятий - одна из главных задач обучения физике (8).
Процесс формирования физических понятий состоит в последовательном раскрытии качественных и количественных свойств предметов и явлений, доведенном до их словесного определения и сознательного практического использования (1).
Единого способа формирования понятий в процессе обучения нет, существуют различные способы, которые имеют общие черты: они так или иначе начинаются с чувственно-конкретного восприятия предмета или явления, а процесс их образования складывается из двух этапов.
Содержанием первого служит движение от чувственно-конкретного восприятия к абстрактному. Этот процесс завершается словесным определением понятия. Содержанием второго этапа является движение от абстрактного к конкретному. При этом происходит обобщение понятия, обогащение его содержания, раскрытие его связи и отношений с другими. К примеру, изучение понятия и явления теплопроводности основывается в начале на зрительном восприятии при помощи демонстрации, наблюдаемое явление объясняется новым понятием - дается его определение; после этого учитель указывает на разницу теплопроводностей различных веществ, тем самым, обогащая его содержание.
Проверка
умения ребят работать по обобщенному плану
В старших классах общеобразовательной школы №24 проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Оба класса – 10 А и 11 А – имеют социально – экономический уклоны и наиболее успевающие среди параллельных классов. Каждый ученик ...
Инновации в обучении праву
О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предме ...
Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного
подхода в обучении
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. По мнению Быстровой Е.А. [5], эта цель может быть достигнута через личностно ориентированное обучение, сущность которого состоит в с ...