Изучение физики в средних общеобразовательных учебных заведениях

Страница 1

Важной педагогической задачей является учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся. Требование учета индивидуальных способностей учащихся находит свое отражение в индивидуализации и дифференциации обучения, которые являются осуществлением в обучении дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов (34).

Индивидуализация понимается как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в каких формах учитываются, а дифференциация – как такой учет индивидуальных особенностей учащихся, при котором они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. При таком подходе индивидуализация является более общим понятием, чем дифференциация, и включает в себя последнее. Различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию.

Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию обучения, при которой учет индивидуальных особенностей учащихся осуществляется в рамках их обучения в обычных классах. Все учащиеся работают по одинаковым учебным пособиям, программам, учебным планам, но учитель использует индивидуальные методы, средства и формы обучения. При этом возможно образование временных групп внутри класса для проведения различной учебной работы на разных уровнях (34).

Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в специальные группы в соответствии с их интересами, способностями и склонностями. Внешняя дифференциация, предполагая создание на основе определенных принципов относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые учащимся требования различаются, может осуществляться в рамках либо селективной (жесткой), либо элективной (гибкой) системы. В первом случае в качестве форм дифференциального обучения выступают профильное обучение и обучение в школах и классах с углубленным изучением определенных предметов. По отношению к обучению физике целесообразно выделить пять основных профилей обучения: физико-математический, биолого-химический, технический, гуманитарный и основной или общеобразовательный, для тех учащихся у кого нет ярко выраженных способностей и интересов ни к одному из учебных предметов (34).

При дифференциации по способностям учащиеся объединяются в группы в зависимости от их общих способностей или специальных. Важным в организации дифференциального обучения является вопрос о том, к какому возрасту у большинства учащихся формируются и развиваются способности. Как показывают исследования психологов, способности к тому или иному виду деятельности начинают формироваться и ярко проявляться в подростковом возрасте. Еще одним основанием для дифференциации учащихся являются проектируемая профессия. Так, учащийся, имеющий способности к физике, с интересом изучает этот предмет и свои будущие профессиональные намерения связывает с работой в области физики (35).

Основаниями для дифференциации могут служить общие и специальные способности учащихся, их интересы и проектируемая профессия. У большинства учащихся они формируются к 14-15 летнему возрасту и учащихся старших классов, как правило, связаны между собой. Именно этот возраст, соответствующий обучению учащихся в старших классах, следует считать оптимальным для начала массовой внешней дифференциации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни
Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умствен ...

Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах
1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся: ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декла ...

Понятие и классификация межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru