Обращение к физической теории (классической механике Ньютона) способствует формированию у школьников представлений о физической картине мира – одной из наиболее общих форм отражения природы физической наукой и одного из компонентов научного мировоззрения, показывает диалектику взглядов на физическую картину мира и место механической теории в этой картине. При изучении основных обобщений (закон Всемирного тяготения, законы сохранения импульса и энергии, общие условия равновесия и др.) разъясняют учащимся, что объективность научных обобщений подтверждается применением последних в практической деятельности людей (механика космических полетов, движение машин и их частей, реализация условий равновесия в технических сооружениях). Изучение причин изменения скорости движения и деформации способствует раскрытию причинно-следственных связей. Определение границ применимости классической механики помогает проиллюстрировать познаваемость природы и безграничность процесса познания. Все это способствует формированию диалектического мышления.
Рассмотрим основные особенности курса механики. Первая особенность заключается в том, что с механики начинается изучение курса физики в средней школе. Это определяет место механики в общеобразовательном курсе физики и требует от учителя внимания к прочному усвоению учащимися материала. Вторая особенность состоит в том, что в механике достаточно полно представлена физическая теория. Поэтому учителю предоставляется возможность на примере механики проиллюстрировать структуру физической теории. И третья особенность – использование эксперимента в преподавании механики.
На этапе обобщения и систематизации знаний по курсу механики нужно обратиться к следующей таблице. Таким образом, повторение и закрепление материала будет сопровождаться образованием многосторонних связей между изученным материалом и на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач. Можно, конечно, записать все известные формулы и сформулировать основные законы, хотя эту работу нужно предложить в качестве опережающего домашнего задания, а можно разнообразить деятельность составлением ситуативных таблиц по теме или использовании готового материала. Удобство таблицы очевидно: обобщение и повторение сводится не к формальному восстановлению имеющихся знаний, а построению замкнутого образа рассматриваемых явлений и процессов (4).
Обобщающая таблица №1: «Кинематика материальной точки»
Кинематика материальной точки | ||||||||
Вид движения |
Равномерное прямолиней-ное движение |
Равнопе-ременное движение |
Свободное падение |
Движение в поле сил тяжести |
Периодическое движение | |||
Уравнения движения |
υ = const x =x 0 + υ x t |
a = const υ x= υ 0x+ax t x =x 0+υ 0x t+ ax t²/2 |
y =g t²/2 υ y=g t |
x=(υ0 cosα)t y=(υ0 sinα)t υ x= υ 0 cosα υ y =υ 0 sinα |
T=2πr/υ T=2π/ω ν= 1/T υ= ωr | |||
График перемещения |
t |
t |
t |
| ||||
Ключевые понятия |
Траектория - … Перемещение - … Путь - …
Мгновенная - … Ускорение - … |
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личнос ...
Модели инвалидности
Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как без ...
Виды мышления
Б.М. Теплов представил классификацию видов мышления в следующем виде: Теоретическое: понятийное, образное; Практическое: наглядно-образное, наглядно-понятийное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с прак ...