В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников.
Исследовательская деятельность дает учащимся творческий импульс к постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество формируется подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а действовать. Общаясь с руководителем, школьники обучаются научному стилю речи, усваивают новую терминологию, стиль поведения, принятый в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Молодой исследователь, принимающий участие в выездных научно-практических конференциях, консультирующийся у ученых вузов, знает «взрослую» жизнь не только по школе, как многие учителя, он иногда вхож в научные круги, он становится «кумиром» других учеников, которые рады видеть в нем свой идеал. Поэтому позже таким выпускникам школ гораздо легче войти в коллектив вуза. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые можно организовать в процессе исследования (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.).
Кроме этого, результатом исследовательской деятельности учащегося всегда является его личностное развитие, а именно, как отмечает В.С. Леднев, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию новой научной информации о различных объектах реальности, а также к встраиванию полученного знания в метатеорию. Иначе говоря, эти субъектные умения (умение видеть проблему, формулировать гипотезы, осуществлять теоретическую и практическую проверку гипотезы и др.) инвариантны, поскольку обладают свойством переноса в новые ситуации [Леднев 2002: 25].
Результатом исследовательской деятельности старшеклассника также является и его интеллектуальное развитие. Об этом заявляют многие авторы, занимающиеся проблемой организации исследовательской деятельности в школе (М.В. Степанова, Н.И. Дереклеева, А.М. Карецкая, В.С. Мухина, А.И. Савенков и др.)
В связи с этим актуальной становится проблема выявления критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью.
Важно отметить, что эти критерии не подвержены изменениям социокультурных условий и обстоятельств. Выявление критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью решает еще ряд актуальных проблем современной педагогики, в том числе и проблему влияния личностного фактора учителя при отборе учащихся, способных к ведению поисково-исследовательской работы.
У каждого учителя есть свои «любимчики», и это мешает ему объективно подходить к определению критериев. Более того, принципиально важным становится именно его личный интерес и возможность его удовлетворить. Можно даже сказать, что учитель как бы берет на себя миссию продвижения исследовательской деятельности того или иного учащегося.
Думается, что для повышения эффективности своей работы по организации исследовательской деятельности учащихся любой руководитель образовательного учреждения или его педагог должен принять во внимание следующие критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности, которые были выявлены нами в ходе анализа работы школ, преуспевших в этом виде деятельности. (Гимназия №4 г. Елабуга и СОШ №1 г. Менделеевск). К ним мы относим следующие:
Виды работ используемые для совершенствования разговорной речи глухих
первоклассников
Исходя из психологического аспекта, у детей приходящих в школу все же еще преобладает игровая деятельность. Им нравится играть, нравится все яркое, красочное, необычное. Чтобы у них не пропадал интерес, им нужно постоянно преподносить что-то новое; порой даже одно и тоже слово, словосочетание, фраз ...
Построение систематических курсов химии VIII класса для формирования понятия о химической реакции
Систематические курсы химии могут быть построены по-разному, в зависимости от того, какой системообразующий фактор положен в основу формирования курса (см. схему 2). Это может быть либо система понятий о веществе, либо система понятий о химической реакции. Чаще всего мы встречаем курсы, ориентирова ...
Виды деятельности профессорско-преподавательского
состава и его нагрузка
Профессорско-преподавательский состав принимает участие в следующих видах деятельности: Учебной (образовательной), включающей в себя различные виды выполняемой аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в рамках учебного плана. Время, отведенное на этот вид деятельности, составляет учебную наг ...