Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Страница 1

В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников.

Исследовательская деятельность дает учащимся творческий импульс к постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество формируется подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а действовать. Общаясь с руководителем, школьники обучаются научному стилю речи, усваивают новую терминологию, стиль поведения, принятый в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Молодой исследователь, принимающий участие в выездных научно-практических конференциях, консультирующийся у ученых вузов, знает «взрослую» жизнь не только по школе, как многие учителя, он иногда вхож в научные круги, он становится «кумиром» других учеников, которые рады видеть в нем свой идеал. Поэтому позже таким выпускникам школ гораздо легче войти в коллектив вуза. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые можно организовать в процессе исследования (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.).

Кроме этого, результатом исследовательской деятельности учащегося всегда является его личностное развитие, а именно, как отмечает В.С. Леднев, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию новой научной информации о различных объектах реальности, а также к встраиванию полученного знания в метатеорию. Иначе говоря, эти субъектные умения (умение видеть проблему, формулировать гипотезы, осуществлять теоретическую и практическую проверку гипотезы и др.) инвариантны, поскольку обладают свойством переноса в новые ситуации [Леднев 2002: 25].

Результатом исследовательской деятельности старшеклассника также является и его интеллектуальное развитие. Об этом заявляют многие авторы, занимающиеся проблемой организации исследовательской деятельности в школе (М.В. Степанова, Н.И. Дереклеева, А.М. Карецкая, В.С. Мухина, А.И. Савенков и др.)

В связи с этим актуальной становится проблема выявления критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью.

Важно отметить, что эти критерии не подвержены изменениям социокультурных условий и обстоятельств. Выявление критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью решает еще ряд актуальных проблем современной педагогики, в том числе и проблему влияния личностного фактора учителя при отборе учащихся, способных к ведению поисково-исследовательской работы.

У каждого учителя есть свои «любимчики», и это мешает ему объективно подходить к определению критериев. Более того, принципиально важным становится именно его личный интерес и возможность его удовлетворить. Можно даже сказать, что учитель как бы берет на себя миссию продвижения исследовательской деятельности того или иного учащегося.

Думается, что для повышения эффективности своей работы по организации исследовательской деятельности учащихся любой руководитель образовательного учреждения или его педагог должен принять во внимание следующие критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности, которые были выявлены нами в ходе анализа работы школ, преуспевших в этом виде деятельности. (Гимназия №4 г. Елабуга и СОШ №1 г. Менделеевск). К ним мы относим следующие:

Страницы: 1 2 3 4

Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками специальной педагогику
1. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ лого ...

Продуктивное и репродуктивное мышление
Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышле ...

Семинарские и практические занятия высшей школе
Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагае ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru