Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Страница 1

В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников.

Исследовательская деятельность дает учащимся творческий импульс к постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество формируется подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а действовать. Общаясь с руководителем, школьники обучаются научному стилю речи, усваивают новую терминологию, стиль поведения, принятый в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Молодой исследователь, принимающий участие в выездных научно-практических конференциях, консультирующийся у ученых вузов, знает «взрослую» жизнь не только по школе, как многие учителя, он иногда вхож в научные круги, он становится «кумиром» других учеников, которые рады видеть в нем свой идеал. Поэтому позже таким выпускникам школ гораздо легче войти в коллектив вуза. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые можно организовать в процессе исследования (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.).

Кроме этого, результатом исследовательской деятельности учащегося всегда является его личностное развитие, а именно, как отмечает В.С. Леднев, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию новой научной информации о различных объектах реальности, а также к встраиванию полученного знания в метатеорию. Иначе говоря, эти субъектные умения (умение видеть проблему, формулировать гипотезы, осуществлять теоретическую и практическую проверку гипотезы и др.) инвариантны, поскольку обладают свойством переноса в новые ситуации [Леднев 2002: 25].

Результатом исследовательской деятельности старшеклассника также является и его интеллектуальное развитие. Об этом заявляют многие авторы, занимающиеся проблемой организации исследовательской деятельности в школе (М.В. Степанова, Н.И. Дереклеева, А.М. Карецкая, В.С. Мухина, А.И. Савенков и др.)

В связи с этим актуальной становится проблема выявления критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью.

Важно отметить, что эти критерии не подвержены изменениям социокультурных условий и обстоятельств. Выявление критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью решает еще ряд актуальных проблем современной педагогики, в том числе и проблему влияния личностного фактора учителя при отборе учащихся, способных к ведению поисково-исследовательской работы.

У каждого учителя есть свои «любимчики», и это мешает ему объективно подходить к определению критериев. Более того, принципиально важным становится именно его личный интерес и возможность его удовлетворить. Можно даже сказать, что учитель как бы берет на себя миссию продвижения исследовательской деятельности того или иного учащегося.

Думается, что для повышения эффективности своей работы по организации исследовательской деятельности учащихся любой руководитель образовательного учреждения или его педагог должен принять во внимание следующие критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности, которые были выявлены нами в ходе анализа работы школ, преуспевших в этом виде деятельности. (Гимназия №4 г. Елабуга и СОШ №1 г. Менделеевск). К ним мы относим следующие:

Страницы: 1 2 3 4

План изучения производства
План изучения химического производства, в зависимости от его характера, предварительной подготовки учащихся и других обстоятельств, может быть разнообразный. Однако теоретические соображения и опыт работы многих учителей показывают, что изучение производства целесообразно проводить примерно по след ...

Основные концепции правового образования
В теории и практике правового обучения к настоящему времени появились различные концепции. Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические предс ...

Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении вс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru