Понятие творчества в рамках учебного процесса

Страница 1

Большинство психологов (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. «Процесс или результат мыслительного акта называют творческим, - пишет С.Д. Смирнов, - только в том случае, если он не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции».

Принципиальное значение для раскрытия проблемы творчества младших школьников имеет высказывание Л.С. Выготского о том, что « .творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое .

Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

И.Л. Лернер определяет творчество в учебном процессе как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важную для формирования личности как общественного субъекта.

Так, И.ЯЛернер выделяет такие процессуальные черты творческой деятельности, как:

- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в традиционной ситуации;

- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;

- видение структуры объекта;

- учет альтернатив при решении задач;

- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.

Н.Е. Воробьев и Э.Ю. Мизюрова считают, что творчество - это «мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования». При этом названные авторы считают, что творчество как форма деятельности направлена «на создание качественно новых ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта».

Н.Б. Крылова утверждает, что неотъемлемой характеристикой развития личности является творчество, рассматриваемое как один из видов деятельности, направленной на разрешение противоречий (творческих задач), результат которой обладает новизной и оригинальностью.

Иную точку зрения на сущность творчества высказывает Я.Скалкова, считающая, что творчество является интегральным качеством личности, оно не адекватно интеллектуальным способстям. Более того, она утверждает, что « .Большие интеллектуальные способности не всегда соответствуют высокому уровню творчества». Для творчества, по ее мнению, необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе; сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.

Страницы: 1 2

Особенности развития творческих способностей нормально развивающихся старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – возраст, в который активное воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. [21,37]. Процесс творческого ...

Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личнос ...

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru