Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста

Страница 1

Анализ педагогической ситуации:

Апробация способов формирования познавательного интереса осуществлялась на 8-х классах общеобразовательной школы №99 г. Красноярска в течение 4 -х недель непрерывной педагогической практики. Учитывая, что урок музыки по расписанию предполагает одно занятие в неделю, мы нашли возможность провести 3 внеклассных мероприятия. Внеклассные мероприятия, как и уроки музыки проводились по теме «Современные музыкальные направления». Как говорилось выше, данная тема входит в круг интересов подростков, поэтому предложение о дополнительных внеклассных занятиях нашло «живой отклик» среди учеников 8 "Г" класса.

Тема полугодия: «Мир человеческих чувств». Тема 3-ей четверти - «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки».

Занятия 8-го класса проходят по программе Д.Б. Кабалевского.

Поскольку на данном классе проводилось наше исследование, которое заключалось в апробации методов и приёмов формирования познавательного интереса у подростков, мы сочли возможным некоторое отклонение от программы. Три из 4-х уроков, проведённых нами в рамках практики, были составлены с опорой на методику Л.В. Школяр.

В рамках первого урока было проведено анкетирование по вышеуказанной методике, а так же вводная беседа о современных музыкальных направлениях. На второй неделе, используя метод Людмилы Валентиновны «Встреча с музыкой на уроке», была представлена более углублённая «презентация-экскурс» по возникновению и происхождению современных музыкальных направлений. Основу 3-го урока составил метод того же автора – «Музыка для домашней фонотеки». В конце урока подростки представили некоторые произведения, которые они хотели бы послушать в кругу семьи. Эти занятия подробно описаны (выше, ниже).

1 неделя

В связи с тем, что непрерывная практика проходила на «новом», незнакомом классе, то в рамках 1-го урока, для диагностирования педагогической ситуации в русле интересующей нас темы: выявления у детей интереса к уроку музыки, какие направления музыкального искусства вы хотели бы более подробно изучать в рамках урока, а так же приоритетные направления музыкальных интересов. Для выяснения был использован «входящий» опросный метод, где за основу был принят «опросник», разработанный по системе Л.В. Школяр [18, с. 90]. Применение данного метода в рамках анализа педагогической ситуации было обусловлено возможностью быстрой диагностики максимально большего числа респондентов (участвовало 18 учащихся 8 "Г" ).

Результаты опроса, ответы учащихся в определенной мере подтвердили наши предположения относительно заинтересованности таким видом искусства как музыка.

На вопрос «Интересуешься ли ты музыкой?» 90% учащихся дали положительный ответ.

Рис. 1

Наше предположение о том, что под широким понятием «музыка», подростки понимают только современные направления музыкального исполнительства, нашли подтверждение в результатах ответа на второй вопрос: «2) Какому музыкальному направлению ты отдаёшь предпочтение?». Так, 78% респондентов указали направление «RAP» и Хип-хоп, Поп-музыке – более 30 %, классическому року – чуть более 20 %.

Рис. 2

Готовясь к преддипломной практике, нами были изучены психологические особенности подросткового периода (в первой главе мы постарались осветить этот аспект), и ответы, с большой долей вероятности, были нами спрогнозированы. Не совсем понятным для нас стал отрицательный ответ, относящийся к классической музыке, так как на протяжении всего периода обучения. На уроках музыки классическая музыка представлена лучшими образцами и неприятия или ее игнорирования ученики 8 класса не выказывали, но, очевидно, классика для них пока остаётся не областью активного познания, а «обязанностью», которую необходимо нести. Соответственно, для уточнения «увлечённости» современными направлениями был предложен вопрос: «3) Что тебя привлекает в музыке?».

Страницы: 1 2 3 4

Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение ...

Методика формирования словаря на занятии и вне занятия
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. ...

Теоретико-методологические аспекты качества образования
1. Анализируя процесс трансформации образования с точки зрения возможностей формирования социокультурного потенциала развития общества, можно согласиться с проектным характером постановки проблемы в следующем виде: «Образование в России должно стать ведущим механизмом развития российского общества. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru