Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста

Страница 1

Анализ педагогической ситуации:

Апробация способов формирования познавательного интереса осуществлялась на 8-х классах общеобразовательной школы №99 г. Красноярска в течение 4 -х недель непрерывной педагогической практики. Учитывая, что урок музыки по расписанию предполагает одно занятие в неделю, мы нашли возможность провести 3 внеклассных мероприятия. Внеклассные мероприятия, как и уроки музыки проводились по теме «Современные музыкальные направления». Как говорилось выше, данная тема входит в круг интересов подростков, поэтому предложение о дополнительных внеклассных занятиях нашло «живой отклик» среди учеников 8 "Г" класса.

Тема полугодия: «Мир человеческих чувств». Тема 3-ей четверти - «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки».

Занятия 8-го класса проходят по программе Д.Б. Кабалевского.

Поскольку на данном классе проводилось наше исследование, которое заключалось в апробации методов и приёмов формирования познавательного интереса у подростков, мы сочли возможным некоторое отклонение от программы. Три из 4-х уроков, проведённых нами в рамках практики, были составлены с опорой на методику Л.В. Школяр.

В рамках первого урока было проведено анкетирование по вышеуказанной методике, а так же вводная беседа о современных музыкальных направлениях. На второй неделе, используя метод Людмилы Валентиновны «Встреча с музыкой на уроке», была представлена более углублённая «презентация-экскурс» по возникновению и происхождению современных музыкальных направлений. Основу 3-го урока составил метод того же автора – «Музыка для домашней фонотеки». В конце урока подростки представили некоторые произведения, которые они хотели бы послушать в кругу семьи. Эти занятия подробно описаны (выше, ниже).

1 неделя

В связи с тем, что непрерывная практика проходила на «новом», незнакомом классе, то в рамках 1-го урока, для диагностирования педагогической ситуации в русле интересующей нас темы: выявления у детей интереса к уроку музыки, какие направления музыкального искусства вы хотели бы более подробно изучать в рамках урока, а так же приоритетные направления музыкальных интересов. Для выяснения был использован «входящий» опросный метод, где за основу был принят «опросник», разработанный по системе Л.В. Школяр [18, с. 90]. Применение данного метода в рамках анализа педагогической ситуации было обусловлено возможностью быстрой диагностики максимально большего числа респондентов (участвовало 18 учащихся 8 "Г" ).

Результаты опроса, ответы учащихся в определенной мере подтвердили наши предположения относительно заинтересованности таким видом искусства как музыка.

На вопрос «Интересуешься ли ты музыкой?» 90% учащихся дали положительный ответ.

Рис. 1

Наше предположение о том, что под широким понятием «музыка», подростки понимают только современные направления музыкального исполнительства, нашли подтверждение в результатах ответа на второй вопрос: «2) Какому музыкальному направлению ты отдаёшь предпочтение?». Так, 78% респондентов указали направление «RAP» и Хип-хоп, Поп-музыке – более 30 %, классическому року – чуть более 20 %.

Рис. 2

Готовясь к преддипломной практике, нами были изучены психологические особенности подросткового периода (в первой главе мы постарались осветить этот аспект), и ответы, с большой долей вероятности, были нами спрогнозированы. Не совсем понятным для нас стал отрицательный ответ, относящийся к классической музыке, так как на протяжении всего периода обучения. На уроках музыки классическая музыка представлена лучшими образцами и неприятия или ее игнорирования ученики 8 класса не выказывали, но, очевидно, классика для них пока остаётся не областью активного познания, а «обязанностью», которую необходимо нести. Соответственно, для уточнения «увлечённости» современными направлениями был предложен вопрос: «3) Что тебя привлекает в музыке?».

Страницы: 1 2 3 4

Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к природе
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно ра ...

Музейная педагогика как научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфи ...

Синтез аммиака и азотной кислоты как пример комбинированного химического производства
В процессе изучения этого производства нужно: а) ознакомить учащихся с сущностью синтеза аммиака и его окисления в азотную кислоту; б) расширить уже имеющиеся у учащихся представления об условиях протекания химических реакций и способах управления ими в промышленности; в) закрепить и углубить ранее ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru