Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Развитие образования » Педагогическая система М. Монтессори » Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Страница 1

При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть Монтессори-педагогической системы. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания – ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития. Необходимо подчеркнуть, что данная позиция – не следствие изначальной приверженности каким-либо теоретическим концепциям, а результат практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори. замиокулькас цветок

В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, отказывается от академического стиля изложения. Ее описание методики выразительно, образно, метафорично, обладает чрезвычайной силой убеждения. Вводимые ею понятия отличаются поэтической образностью, отражают тонкое чувствование ребенка.

К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине».

В книге «Креативный ребенок» Мария Монтессори пишет, что так же точно и чудесно, как совершается эмбриональное развитие каждого органа в целом организме, в маленьком ребенке осуществляется бессознательное духовное развитие, обладающее творческой силой. Автор называет это «впитывающим разумом». Подобно тому, как процессы физического роста происходят по внутренним закономерностям и при определенных условиях протекают наиболее благоприятно, в процессе «духовного созревания» необходима «духовная пища». «Впитывающий разум» ребенка созидает не при помощи волевого усилия, как это бывает у взрослых, его работа разделена во времени на периоды, которые природа отвела для приобретения ребенком определенных завоеваний. Эти периоды Монтессори назвала «сенситивными». Монтессори писала, что в бессознательном ребенка совершенно отчетливо существуют другие психические функции, отличные от тех, которые проявляются в сознательном взрослого. Это различие Монтессори иллюстрирует при сравнении работы художника с работой фотоаппарата. Если мы хотим получить изображение предмета, пишет Монтессори, мы берем карандаши и краски или же фотографируем его. В последнем случае вне зависимости от того, сколько предметов – один или десять – на фотоснимке, изображение будет зафиксировано в доли секунды. Мы можем сфотографировать страницу из книги с родным или иностранным языком, для процесса фотографирования это не имеет значения. Фотографическое изображение запечатлевается на фотопленке, проявление и фиксация изображения происходят в темноте, и только потом фотографическая картина может быть рассмотрена на свету. Причем получаем мы ее в конце в неизмененном виде. Так же происходит процесс бессознательного развития ребенка. «Выразительна диспропорция между активностью внутренней жизни и возможностью ее внешнего выражения . нет регулярного, линейного развития, оно осуществляется рывками, подобно взрыву». В соответствии со своим возрастным этапом развития ребенок может не располагать еще сознательными психическими формами, такими как осмысленность, воля, внимание. У него есть бессознательный «внутренний голод». Эта собственная внутренняя потребность делает возможным для ребенка обучение без сознательного напряжения. Лишь в силу того, что он просто живет, ребенок впитывает окружающий мир. Этой привилегированной духовной формой ребенок владеет в возрасте до 6 лет, причем в первые 3 сода из них она представлена существенно сильнее. Она становится частью его личности. В этот временной период формируется базис личности ребенка и его интеллигентности на основе опыта взаимодействия с окружающей средой. Причем очень важно понять, что такое «впитывание» окружающего мира происходит бессознательно, не избирательно. Это значит, что впитывается как позитивное, так и негативное, неограниченно, без усилий. Взрослые чрезвычайно высоко ценят человеческое сознание, но за эту честь они платят дорогой ценой. Как только поведение человека становится осознанным, он должен расплачиваться за новые знания тяжелой работой и значительными усилиями. Ребенок же удивительным образом легко и просто «впитывает» из окружающего мира сложные произвольные движения, национальную культуру и родной язык.

В соответствии с этими теоретическими представлениями Монтессори предложила определенную воспитательную позицию для родителя и педагога, которую можно было бы назвать «активным наблюдением». Прежде всего родитель должен «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему свой внутренний план развития. Взрослые не должны считать, что содержание духовной жизни ребенка определяется родительской волей и что из ребенка можно «лепить, как из воска». Монтессори сравнивала детей с садом, в котором растут разные растения. Садовник т в силах добиться, чтобы из ростка одного растения выросло что-то иное, так же, как невозможно влиять на скорость роста, вытягивая растение кверху.

Страницы: 1 2 3 4 5

Развитие советской системы специального образования
Главная задача советской власти — "перековка" неблагополучных детей в полезных граждан. В 1917—1918гг. было обнародовано около 30 правительственных документов, на основании которых: Церковь отделялась от школы; запрещалась благотворительная деятельность; упразднялись все благотворительные ...

Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на ...

Комнатные растения как основной вид наглядности при изучении растений
Отдел покрытосеменных, или цветковых, растений самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы, классы на порядки, порядки на семейства. Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса — однодольные и двудоль ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru