Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Развитие образования » Педагогическая система М. Монтессори » Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Страница 5

Для Марии Монтессори «игра» – работа, деятельность ребенка, одна из гуманных тенденций. Несомненно, у взрослого и у ребенка она имеет разные цели. Благодаря выполнению упражнений и их повторению ребенок приобретает уверенность в себе. Предоставление свободы выбора занятий и времени для завершения работы ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к удовлетворенности, «нормализации» ребенка. До трехлетнего возраста малыш бессознательно, «как губка», впитывает из окружающей среды разнообразные впечатления, в том числе и упражнения, смысл которых осознает лишь на следующей ступени своего развития – от 3 до 6 лет. На третьей ступени, после 6 лет, ребенок постигает значение своей деятельности для других.

В Монтессори-группе детского сада занимаются дети разного возраста – от 3 до 6 лет. Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи, исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.

Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и жестко регламентированные правила поведения детей и педагогов.

Соблюдение дисциплины: нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят, при выборе места для работы необходимо учитывать интересы других детей.

Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим.

Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.

Монтессори-педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни.

В России в настоящее время узаконена практика раздельного обучения детей с проблемами в развитии в специализированных учреждениях, ориентированных на вид патологии больного ребенка. Это дети с нарушением зрения и слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями движения. Несомненные достоинства подобной педагогической практики, позволяющей проводить обучение силами высококвалифицированных специалистов, не могут компенсировать ее недостатки, заставляющие искать новые формы обучения ребенка жизни. Дети, привыкшие к «оранжерейной» обстановке специализированного учреждения (детского сада, дома ребенка, интерната), чувствуют себя беспомощными за его пределами. Концентрация патологии одного вида в группе детского сада и классе создает искаженную картину мира для детей с проблемами, не формирует у них представление о «норме».

В ряде развитых стран применяется практика обучения детей с ограничениями жизнедеятельности по системе Марии Монтессори. Так, в Германии начиная с 70-х годов XX столетия в Мюнхенском детском центре, созданном профессором Теодором Хелльбрюгге, успешно существуют Монтессори-детский сад и школа. В настоящее время там проводится Монтессори-терапия – лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.

Здесь же осуществляется интегративное воспитание – здоровые дети обучаются совместно с ребятишками, имеющими проблемы в развитии. В таких группах, состоящих, как правило, из 20–25 человек, 5–8 детей имеют особенности развития. Для того чтобы внутри группы избежать формирования подгрупп «больных» и «здоровых», дети с проблемами в развитии подбираются таким образом, чтобы характер их патологии был различным. Например, среди пяти детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, могут присутствовать: мальчик с детским церебральным параличом, девочка с болезнью Дауна, девочка с муковисцидозом, слепая девочка, мальчик с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти дети включаются в группу постепенно, после подготовительных занятий. Родители как больных, так и здоровых детей – а некоторые из них первоначально были отрицательно настроены к подобного вида практике – в дальнейшем по достоинству оценили подобную модель воспитания. Они поняли важность такого совместного воспитания для правильного развития и формирования личности не только больных, но и здоровых детей. «Проблемные дети» видели здоровый образец для подражания и могли критически оценить собственные возможности. Это чрезвычайно важно для каждого ребенка с проблемами, чтобы найти свое место среди детей, а в дальнейшем – и в обществе. При этом у здоровых детей развиваются способности к состраданию и они реально могут оценить то благо, которым владеют, – здоровье. Оказывая помощь проблемному ребенку, здоровый малыш учится любить немощного, тем самым исполняя главную заповедь христианства – «возлюби ближнего своего, как самого себя», и учится строить человеческие отношения на самом прочном основании – любви.

«Только тот, кто помогает другим, становится самостоятельным и счастливым», – фраза, которой профессор Теодор Хелльбрюгге предваряет знакомство с новой, возрожденной, хорошо забытой старой моделью Монтессори-педагогики, осуществляемой в мире и в России в наши дни.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru