Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Развитие образования » Педагогическая система М. Монтессори » Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Страница 3

Ядром педагогической идеи Монтессори в отношении взрослого к деятельности ребенка является, по ее собственному высказыванию, положение о «поляризации внимания». Этот феномен она впервые наблюдала во время занятий в «Доме ребенка». Мария Монтессори обратила внимание на девочку в возрасте около трех лет, которая была полностью поглощена своим занятием. Ребенок занимался упражнением из сенсорной группы, а именно – блоком с вкладывающимися деревянными цилиндрами. Представить это упражнение можно, если вы вспомните набор гирек разного веса для домашних весов. Предметом занятия малышки были деревянные цилиндры разных размеров, похожие по форме на эти гири, вставленные по размеру в ряд в деревянный блок. Девочка вытаскивала цилиндры, перемешивала их и затем расставляла по своим местам. Малышка настолько была углублена в свою деятельность, что не прервала ее даже тогда, когда другие дети приблизились к ней вместе с воспитательницей, встали вокруг нее и начали петь. Мария Монтессори насчитала 44 повторения упражнения девочкой, при этом она только наблюдала, не вмешиваясь в работу ребенка. Девочка работала совершенно самостоятельно, с предельной концентрацией внимания, не обращая внимания на стоящих вокруг нее поющих детей, которые, казалось бы, давно могли ее отвлечь. Когда же она закончила упражнение, то не только не казалась уставшей, а, наоборот, «обвела всех счастливым взглядом и выглядела так, как будто . только что встала после освежающего сна». Это совершенно не соответствовало установившемуся тогда мнению о «неустойчивости внимания маленького ребенка», однако, в подтверждение своего открытия, этот феномен Монтессори наблюдала снова и снова.

Психический феномен, наблюдаемый при плодотворной, с полной концентрацией внимания работе ребенка, Монтессори назвала «поляризацией внимания». Она заметила его удивительно положительное воздействие на личность маленького человека. «Все, что существует в душе ребенка неорганизованного и неустойчивого, организуется под влиянием внутреннего творческого процесса; эти удивительные изменения повторяются в каждом», – писала Мария Монтессори. Она сама называла это «открытием ребенка». На этом феномене Монтессори основала свой педагогический подход. «Моим стремлением было, – писала она, – искать предметы для упражнений, которые делали бы возможным концентрацию ребенка. Я стала осознанно изучать те внешние условия, которые создают благоприятные условия для возникновение этой концентрации».

Основой для такой работы стало свободное наблюдение за жизнью и поведением детей. Была создана обстановка для «дома ребенка», особая «подготовленная среда», пространство, постоянно предлагающее всевозможные ситуации для осмысленной циклической целеориентированной деятельности – работы. В этом пространстве Мария Монтессори выделила особые области (зоны), соответствующие направлениям развития ребенка.

Условно пространство Монтессори-группы разделено на особые зоны, которые способствуют развитию навыков практической жизни, тренируют сенсорные способности ребенка, позволяют развивать родную речь и математические способности, а также включают материал, помогающий ребенку понять мир, в котором он живет, осознать свое место в «космическом пространстве».

Я хочу более подробно рассказать о группе "упражнений, называемых «упражнениями практической жизни». Это – группа Монтессори-материала, с которой ребенок начинает знакомство в Монтессори-детском саду. Эти упражнения имеют большое значение для развития ребенка, при желании подобные упражнения с детьми родители могут проводить дома.

«Упражнения практической жизни» включают все виды деятельности, которые выполняет каждый взрослый человек и которые являются для него обычными практическими делами: стирка, глажение, сервировка стола, мытье рук, одевание – застегивание пуговиц, молний, шнуровка и т. п. Сюда также относится деятельность, связанная с уходом за собой и окружающей средой, заботой о других, украшением быта и умением завязывать и поддерживать знакомства и длительные контакты с другими людьми. Упражнения «практической жизни» – это тренировка того, что выполняется человеком в его повседневной практике. Такие упражнения позволяют ребенку освоить действия, привычно выполняемые взрослыми, которые впоследствии он будет использовать всю жизнь. Малыш при этом изучает, «как живут» взрослые. Упражнения помогают ребенку выполнять эти действия с радостью, ответственностью и любовью, всерьез, а не «понарошке».

Может возникнуть резонный вопрос: для чего необходимо представление этих видов деятельности в виде упражнений в группе детского сада, если ребенок так или иначе освоит их в ходе своей жизни, со временем постепенно научится всему у взрослых? Дело в том, что в современных семьях у взрослых остается не так много времени для совместной деятельности и обучения собственного ребенка. В обстановке Монтессори-группы ребенок может спокойно обучаться, самостоятельно выбирая упражнения для своей детской работы и самостоятельно регулируя их продолжительность. При желании он может повторить упражнение столько раз, сколько ему захочется. Дома у ребенка нет возможности увидеть отработанные до совершенства «презентации» – демонстрации упражнений, выполняемых педагогом. В методике Монтессори движения воспитателя продуманны, красивы и элегантны. Этому Мария Монтессори уделяла большое значение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Исторически сложившиеся и современные методы изучения раздела
Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, как мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением ...

Теоретические основы модульно-редуктивной технологии
обучение модульный редуктивный преподавание Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельност ...

Методы формирования познавательного интереса на уроках музыки и на внеурочных занятиях
Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена «интерес». В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному дви ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru