С учетом закономерных связей между двумя сторонами речевого общения в специальном обучении должно предусматриваться сначала усвоение нового языкового материала только на уровне понимания ("пассивная речь"). На начальных ступенях обучения именно так и поступают, развивая у слабослышащих детей способность понимать приказания, поручения, используя при этом новую лексику и грамматические формы и конструкции. На первых порах от учащихся не требуется речевой (ответной) реакции, правильность осознания воспринятой речи контролируется адекватными (или неадекватными) действиями детей (Возьми книгу и читай; Положи тетрадь на стол и т.п.). По прошествии некоторого времени такие же приказания дети начинают давать друг другу, сообщать о выполненном задании, отвечать на вопросы и т.д. (активная речь).
В некоторых других видах упражнений (например, ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту) учащиеся сразу включают в свою речь новый языковой материал данного урока, но делают это с помощью учителя. При этом ориентиром служат образцы его высказывания, структура вопроса и др.
Учитывая сложность процесса становления речи, школьная программа регламентирует объем и последовательность введения языкового материала для самостоятельного использования учащимися в общении, а также действия, операции с этим материалом, виды речевой деятельности, которыми они должны владеть без помощи учителя.
По ходу обучения оказывается возможным распространить требование самостоятельности на более обширный и сложный в лексико-грамматическом и логическом отношениях языковый материал, на более трудные виды речевой деятельности, в частности на работу над устной и письменной монологической речью. В занятия включаются отвлеченная лексика и более сложные синтаксические конструкции. Наряду с повествованием (последовательное изложение сюжета, хода событий) и сферу самостоятельных высказываний детей все чаще включаются задания, развивающие навыки описания, рассуждения, личной оценки.
Мышление и его динамика
Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления [29]. В конце XI ...
Определение места звука
в слове
При определении места звука в слове логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска "светофор", разделенная на три части: красная левая часть - начало слова, средняя часть желтого цвета - середина слова, правая зеленая часть полос ...
Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского
воспитания школьников
Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обыча ...