Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 1

Интенсивность развития общества, нестабильность и динамичность приводят к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, уметь изменяться, сохраняя свои целостность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. Изменения в социуме отражаются и в сфере образования. Процесс образования должен способствовать формированию гибкости и адаптивности выпускников, способности к дальнейшему совершенствованию, поэтому в последнее время всё большую популярность приобретает организация исследовательской деятельности в обучении и воспитании. По мнению многих исследователей и педагогов, именно исследовательский метод является наиболее подходящим для развития инициативности, самостоятельности и любознательности. Исследовательский метод продолжает логику естественного освоения действительности ребёнком и отвечает образовательным потребностям современного мира [Коженкова 2006: 81].

Одной из задач нашего исследования было определить, как применяется этот метод в современной школе и выявить условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. В качестве экспериментальной базы выступили средняя общеобразовательная школа №10, гимназия №4 г. Елабуга, а также школа №1 г. Менделеевск Республики Татарстан.

В средней общеобразовательной школе №10 г. Елабуги РТ было проведено анкетирование учащихся. В нем приняли участие 84 десятиклассника. Нами было выявлено, что в данной школе НОУ существует в крайне формальной форме. Поэтому только 12% из числа всех опрошенных знают о существовании данного общества. На вопрос «Являетесь ли вы членом НОУ?» никто не ответил положительно. 20% опрошенных старшеклассников имеют опыт участия в научно-практических конференциях, но лишь 4% продолжают активно заниматься исследовательской работой.

Остальных учащихся исследовательская деятельность не заинтересовала: они участвовали в конференции для того, чтобы получить хорошие отметки по предметам.

Тот факт, что 63% опрошенных учащихся Х классов принимали участие в олимпиадах по различным предметам и пятеро школьников участвовали в олимпиадах Всероссийского уровня, можно считать положительным, хотя, если сравнивать процент участников олимпиад и научно-исследовательских конференций, возникает вопрос – «Что мешает этим же ученикам заниматься исследовательской работой?» Сами опрошенные объясняют эту ситуацию отсутствием знаний и опыта (38%), наличием страха (9%) и незнанием с чего начать (34%). У некоторых нет конкретного научного интереса (19%). 15% учащихся также отмечают, что просто не было предложений со стороны учителей. Большое количество школьников (24%) ссылаются на отсутствие времени и неудачный опыт, который мешает им приступить к исследовательской работе.

Наряду со всем этим существует одна, самая, на наш взгляд, главная причина, по которой были получены именно такие данные. Для занятия исследовательской деятельностью недостаточно иметь высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков по каким-либо предметам, нужно быть личностью, способной выходить за рамки обычного, нестандартно мыслить. Причем мышление должно отличаться гибкостью, умением выделять главное, видеть проблему.

Эрудиция, находчивость, уверенность в себе и способность генерировать идеи, внутреннее стремление учащегося к саморазвитию и самообразованию – вот главные характеристики личности школьника-исследователя. Данные анкетирования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мотивации учащихся на исследовательскую работу. 28% опрошенных не прилагают особых усилий для совершенствования своих умений и навыков. Но все же 45% опрошенных старшеклассников повышают самостоятельно уровень своих знаний и эрудиции в интересующих их областях науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Потребительская установка
В качестве особого явления эта установка более характерна для воспитания девочек. Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае н ...

Идея рефлексивного подхода
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования. Рефлексивная культура характеризуется: • готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; • умениями обретать новые смыслы и ценности; • умениями ...

Использование творческих заданий при изучении графического и текстового редакторов
В данном параграфе будут рассмотрены творческие задания при изучении графического и текстового редакторов, примеры творческих работ, которые можно дать ученикам на выполнение при изучении данных тем. На изучение графического редактора, как правило, отводится от 5 до 8 часов, приблизительно столько ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru