Понятие о воспитании коллектива

Страница 1

Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения:

1.

Коллектив

не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности своих членов.

2.

Не через личноть мы воздействуем на коллектив, а наоборот, коллектив есть средство воздействия на личность.

3. Коллектив изначально формируется "питательной средой",

в которой он существует; будучи уже сформированным, коллетив сам начинает поддерживать свою "питательную среду".

4.

Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности.

Коллектив, как и человек, имеет свое лицо. Формирует же коллектив "питательная среда". Что это такое?

Создание коллектива всегда происходит в определеннной среде. Основные характеристики любой "питательной среды":

· Характер ведущей деятельности, цель;

· Постоянство/непостоянство;

· Свобода/несвобода;

· Общая психологическая атмосфера.

Отдельные личности в коллективе формируются коллективом; коллектив же формируется "питательной средой", важнейшей характеристикой которой является характер ведущей деятельноти. Задача педагога – в том, чтобы с самого начала создать положительную "питательную среду".

Следует помнить, что формирование линости и среды – процесс двусторонний: среда поддерживает определенное сознание отдельной личности, а отдельная личность, в свою очередь поддерживает эту среду. Если это уже произошло, то что-то изменить тановиться чрезвычайно трудно. Интересно, что в этом случае начинать педагогическое воздействие нужно прямо противоположным образом, т. е. воздействие на сознание отдельных личностей, так как изменение среды без изменения сознания ее обитателей оказывается совершенно невозможным.

Не всякая группа людей является коллективом. Психология определяет коллетив как группу людей, которая занята определеннной общей деятельностью и имеет общую цель. Только одна деятельность и цель способны создать коллектив- это человеческое общение - главная сфера, на которую должен обращать педагог.

Нужно помнить – все для личности, все для человека. Это не значит, что на первый план выдвигаются индивидуалистические установки. Коллекти для личности-это значит, что человек не должен приноситься в жертву коллективу, так как человек – цель, коллектив только средство.

А. С. Макаренко выделяет стадии развития коллектива. Количественные изменения, которые по крупицам накапливаются в коллетиве на первой и второй стадии его развития, переходят при нормальном течении воспитательного процесса в качественные. На третье стадии развития коллектива уже не директор непосредственно, а сам коллектив предъявляет личности необходимые требования и регулирует ее поведение. Коллектив превращается в целостный социальный организм, с четко отлаженной системой саморегуляции. На этой стадии окончательно складывается тот особый стиль и тон жизни, по которому развитый коллектив можно отличить от неразвитого. Вошедшая в плоть и кровь демократия. Реальная самоупраляемость. Предпочтение общих интересов. Уменье подчиниться и приказать. Полная защищенность личности. Ответственность за себя и за весь коллектив. Таковы основные признаки развитого коллектива. Поэтому главной целью педагогов – руководителей коллективов должен стать развитый коллектив.

1. Принцип педагогической целесообразности.

В педагогическом коллективе есть правило: прежде, чем сделать, подумай зачем. Ни одного мероприятия ради мероприятия! Современный педагог, как хороший шахматист, должен видеть всю партию на много ходов вперед. Целесообразность – верная подруга результативности. Она придает смысл каждому делу. Но мало того, чтобы педагог видел целесообразность, разумность делаеиого, он должен довести эту идею до сознания коллектива.

2. Эмоциональная искренность.

Принцип исходит из того, что дети болезненно реагируют на всякую фальш. Иногда неверная нотка в ловах или действиях может привести к провалу доброго и важного дела. Атмосфера эмоционального напряжения коллектива разрушается, усилия коллектива пропадают зря.

3. Мера педагогического воздействия.

Нарушение меры приводит к самым плачевным результатам в воспитании. Самую высокую идею можно сделать ненавистной для коллектива если не соблюсти меру.

4. Непрерывность деятельности творческого коллектива.

Каждый должен осознавать постоянный рост своих творческих возможностей, ощущать постоянное обновление жизни. Отсюда необходимо усложнение коллективной деятельности.

5. Верность традициям.Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция – эта истина А. С. Макаренко. Без традиций нет коллектива. Они способствуют выработке коллективных привычек, определенного ритма жизни.

Страницы: 1 2

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...

Развитие ребёнка в возрасте 1-2 года
На втором году жизни малыша действия с предметами, которыми он овладел на первом году, приобретают куда большую координацию: ребенок лучше управляется с составными игрушками, вложенными друг в друга, с кубиками, более осознанно справляется с вилкой и ложкой, а также активно пытается подражать изобр ...

Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи
Источники питания в дикой природе Неприкосновенный аварийный запас. Когда предполагаемый маршрут путешествия пролегает по безлюдным районам и особенно когда срок проведения похода выпадает на холодное время, группе целесообразно заранее укомплектовать продуктовый неприкосновенный запас (НЗ). Продук ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru