Ситуация речевого общения, ее значение и функционирование в условиях школы для слабослышащих учащихся

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Ситуация речевого общения, ее значение и функционирование в условиях школы для слабослышащих учащихся

Страница 1

Обратимся к следующему компоненту речи, важному для ее функционирования, а именно к понятию ситуации общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Предполагается, что смысл одной ситуации (реальной или мыслимой) может быть по-разному запрограммирован и выражен разными языковыми средствами.

Ситуация, во-первых, может носить наглядно воспринимаемый характер, например: вид помещения, которое надо описать, несколько предметов, о которых следует сказать, что они из себя представляют, в каких отношениях находятся между собой, какое-то явление, к которому предстоит выразить свое отношение. В учебных условиях наглядная ситуация часто задается демонстрацией предметов и действий, инсценировкой, картиной и серией картин, макетом, аппликацией и т.п. В качестве наглядной ситуации может предстать улица города, вид, открывающийся из окна, состояние погоды, которую описывают или о которой рассказывают учащиеся, ведя дневник наблюдений.

В других случаях общающиеся основываются на воображаемой ситуации, т.е. опираются на те образы, представления и их следы, которые сохранились от восприятия наглядных ситуаций, предшествовавшего моменту разговора. С такими ситуациями учащиеся имеют дело, когда, например, рассказывают о виденном на экскурсии, пишут сочинения о проведенных каникулах, по материалу ранее просмотренного фильма, воспроизводят порядок своих действий и их результаты при описании ранее выполненной работы или (основываясь на предыдущем опыте) говорят о том, как будут выполнять ее в следующий раз, и т.п.

Воображаемую ситуацию можно создать в сознании ученика путем ее словесного описания. Например, учитель сообщает учащимся: "Вы находитесь в незнакомом городе впервые и хотите ознакомиться с его достопримечательностями. Что вы должны сделать для этого (у кого и как спросить о них, где они находятся, как к ним проехать или пройти)?" Понятно, и в этом случае возникновение в сознании наглядно-образной ситуации возможно лишь при наличии у детей определенного опыта. Оживить его помогут реально воспринимаемые объекты (картины, макеты и т. п.).

Наконец, ситуация общения может быть представлена собственно в словесной форме, в виде письменного текста, рассказа учителя, реплик диалога или беседы. В таких случаях говорящий, читающий, пишущий или партнеры по живому общению (диалог, беседа) воспринимают текст рассказа в книге, содержание предыдущих реплик в разговоре, связного устного рассказа и т.п., что и является ситуацией; теперь ее нужно назвать (в отличие от ранее рассмотренных) контекстной или отвлеченно-словесной.

Итак, ситуация как исходный момент общения, речевой активности в той или иной форме может быть задана в разных вариантах. В зависимости от этого (т.е. от формы, в который представлен ее смысл) изменится способ извлечения содержания из данной ситуации, что создаст и разные условия построения, программирования и внешней реализации высказывания. Нетрудно, однако, заметить, что извлечение смысла из любой ситуации и выражение его в словесной форме определяется намерениями, установками, мотивами, которыми руководствуется говорящий или пишущий. В зависимости от этих важных факторов программирование и реализация (форма, объем, полнота) приобретут разный вид. Большое значение имеют речемыслительные возможности ученика, его личностные качества, в том числе жизненный опыт, объем сведений о данном предмете и вообще о мире, сложившееся в прошлом опыте отношение к явлениям, о которых он говорит или пишет. Степень актуальности для детей тех или иных наглядных или словесных ситуаций, влияя на интерес, личностное отношение к теме разговора (письма), также должны быть приняты во внимание при обучении речи, что и делается путем выбора именно тех ситуаций, которые в наибольшей мере отвечают возрасту и жизненному опыту детей, ближайшим задачам его обогащения.

Страницы: 1 2 3

Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...

Практическая культурно-образовательная деятельность музеев
Термин культурно - образовательная деятельность используется в музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно - просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в различные исторические периоды и меняв ...

Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru