Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи

Страница 1

Важной частью занятий по развитию речи является формирование умений выражать в ней разнообразные смысловые отношения. Эта работа воспитывает у детей логико-грамматическую сторону речи, новые слова осознаются и усваиваются лишь в связи с другими словами.

В языковой системе выделяются виды смысловых отношений категориального уровня между словами. Одним из таких видов смысловых отношений являются пространственные отношения. Их назначение – передавать средствами языка то, как сознание человека отражает взаиморасположение предметов, направленность действия: Книга лежит на столе, Пошел направо, Стол стоит у стены и т.п.

Кроме пространственных характеристик, явлениям действительности присущи и многие другие: временные, объектные, причинно-следственные и т. д. Они существуют объективно, но отражены, познаны человеком могут быть лишь посредством языка. Нормально развивающийся ребенок благодаря широкой практике общения постепенно вычленяет сходство и различие выражаемых в языке (в отдельных речевых высказываниях взрослых) отношений между предметами и действиями, самостоятельно подходит к их обобщению. Формирующиеся у ребенка в ходе естественного общения языковые обобщения являются важнейшим фактором, обеспечивающим его речевую деятельность.

В условиях ограниченной практики общения процесс образования таких обобщений очень затруднен, но его можно облегчить и ускорить специальной организацией предлагаемой лексики и типовых синтаксических структур, в которых эта лексика способна передавать те или иные смысловые отношения.

Существует ряд исследований особенностей, трудностей, тенденций в овладении слабослышащими учащимися способами выражения смысловых отношений в составе словосочетаний, простых и сложных предложений (Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин). Результаты этих исследований были приняты во внимание при разработке содержания и методов работы по воспитанию у таких детей навыков семантико-грамматической сочетаемости слов в развивающейся речи. В результате экспериментального обучения были выявлены основные закономерности формирования умений и навыков выражения смысловых отношений у слабослышащих, которые отражены теперь в организационно-методических принципах построения работы по развитию речи.

В качестве классификационных единиц для отбора материала на котором строится работа по развитию умений выражать смысловые отношения, приняты словосочетание и сложноподчиненное предложение. Словосочетание представляет собой целостное в семантическом и грамматическом отношении образование, обозначающее предметы и явления действительности в их связях и отношениях друг к другу. Язык обладает системой таких структурно целостных синтаксических единиц, группирующихся по типам и видам в зависимости от выражаемых значение Усвоение моделей словосочетаний представляется как путь овладения коммуникативной единицей речи — предложением, в составе которого одни словосочетания объединяются с другими для выражения относительно законченной мысли.

Сложноподчиненное предложение по своим структурным свойствам соотносительно со словосочетанием, своими частями оно воспроизводит в принципе те же разновидности смысловых отношений. Однако в плане усвоения сложные синтаксические структуры представляют для учащихся значительные трудности. Работа над ними начинается уже с III класса, в активную речь они вводятся постепенно [1]. На начальном этапе обучения сложноподчиненные предложения используются только для ознакомления и обычно предлагаются как параллельные (синонимичные) при усвоении смысловых отношений в словосочетаниях (в составе простого предложения). Поскольку смысловые отношения свое конкретное выражение находят в словосочетаниях, их семантизация в высказываниях представляет собой единый процесс с семантизацией лексики. Вместе с тем смысловые отношения должны стать и предметом специального рассмотрения и усвоения. По мере овладения словарем последний включается во все новые и новые словосочетания (например, Дай книгу, У меня нет книги, Где новая Книга? Положи тетрадь около книги). В любом случае специальная работа по освоению учащимися новых моделей, выражающих смысловые отношения, должна протекать на предварительно введенной в речь лексике, а в дальнейшем усвоенная модель служит основой для включения в речь новых слов (согласно сочетаемости).

Страницы: 1 2

Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. ...

Состояние проблемы развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста
С первых же занятий у детей воспитывается устойчивый интерес к рисованию, который к четырем годам принимает более целенаправленный характер. Интерес к результатам данной деятельности формируется постепенно, так как в начале года дети, создавая рисунок, полностью поглощены процессом деятельности и м ...

Развитие академического образования как фактор повышения базовых основ мастерства специалиста культуры
Возникновение каждой специальности и соответствующей ей системы образовательной подготовки имеет некоторые предпосылки и факторы, влияющие на формирование идейно-методологической основы, или парадигмы, образования. Необходима осознанная социальная потребность в профессионалах определенного профиля, ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru