Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников

Страница 1

Для исследования мотивации учения была использована анкета Н.Г. Лускановой.

Цель: определение уровня школьной мотивации.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации, может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Процедура проведения: Детям дается инструкция: «Ребята, вас ждет увлекательное задание, мне очень важно, чтобы вы выразили свою точку зрения и были предельно искренни. Оформим свои ответы в виде теста.» Далее на бланке вписывается фамилия, имя, класс. Экспериментатор зачитывает вопросы и варианты ответов, к каждому из которых присвоена соответствующая буква два раза. Время проведения 10-15 минут.

Тест Липпмана «Логические закономерности», «Найди лишнее слово» были использованы с целью исследование логического аспекта мышления.

Процедура проведения: Резидентам были выданы 2 вида бланков: первый числовые ряды Липпмана, второй «Найди лишнее слово». Первый этап продолжение закономерности в числовых рядах на 2 знака, время фиксируется. Второй этап: анализ строк слов, нахождение лишнего. Время выполнения 10 минут.

Тест креативности Торренса, цель: исследование творческого мышления младшего школьника. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Процедура проведения: во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Все оппоненты обеспечены тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано.

Для исследования необходимо иметь: инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер. Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15 — 35 человек, т.е. не более одного класса.

Время выполнения теста — 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 — 20 минут.

После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам идам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Воспитательная роль сочинений и изложений
С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем. Сочинения и рассказы ...

Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения
Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских. Соответственно мы ставили следующие задачи: 1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты урок ...

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru