Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи

Страница 2

Учебная речевая ситуация на занятиях по овладению способами выражения смысловых отношений остается методическим средством на всех этапах работы (от первичной семантизации до коммуникативных упражнений). Выбор ситуации определяется особенностями смысловых отношений, степенью их отвлеченности, лексическими и грамматическими средствами, их выражающими. Наряду с простейшими наглядными ситуациями при работе над навыками выражения таких пространственных отношений, которые выделяются на основе демонстрации действий с предметами в соответствии с побуждениями учителя (например, Положи книгу на стол, Положи книгу на парту, Положи книгу в портфель), используются более сложные, требующие развёрнутого словесного контекста (несколько предложений, беседы, описания и побуждения) и соответственно более высокого уровня речевого развития учащихся. Для овладения, например, основными наиболее распространенными видами причинных зависимостей в методике разработано несколько типовых ситуаций: ситуация, в которой возможность или невозможность действия объясняется физическими способностями действующего лица (Я не буду купаться, потому что не умею плавать), особенностями предмета, с которым оно действует (Я не могу поднять чемодан, потому что он тяжелый), отсутствием инструмента для выполнения действия (Я не могу забить гвоздь, потому что у меня нет молотка) и ряд других.

Важным условием эффективного освоения смысловых отношений между словами является оперирование в создаваемых ситуациях несколькими однотипными предметами, сопоставляемыми по одному определенному признаку, которым они отличаются друг от друга (Положи пенал на парту, Положи пенал в парту, Положи конверт на стол, Положи конверт в портфель). Противопоставление наглядных ситуаций дает возможность дифференцировать и обобщать разные смысловые отношения и их выражение в языке.

Способ выражения новых смысловых отношений дети первоначально воспринимают в речи учителя (Дай книгу, которая лежит в шкафу, на верхней полке). Наряду с побудительными фразами используется постановка вопросов (Чья книга? – выражение отношений принадлежности; Куда положил книгу? - выражение отношения местоположения предмета относительно другого).

Основное внимание в работе над выражением смысловых отношений на уроках развития речи обращается на лексическую сочетаемость. Детей учат понимать языковые способы выражения отношений и практически использовать их. Работа над формообразованием переносится на уроки грамматики: "Накапливание определенных синтаксических моделей и лексических элементов, их составляющих, происходит в процессе общения по определенной системе, что в последующем облегчает слабослышащим учащимся овладение грамматическими навыками. В этом смысле на уроках развития речи по отношению к грамматическим явлениям осуществляется определенная пропедевтика, заключающаяся в восприятии и наблюдении (понимании) за основными грамматическими средствами передачи отношений при обращении основного внимания на выбор синтаксической моде ли для выражения данного смыслового отношения, а также на выбор знаменательных и строевых слов (предлогов, союзов). Такая пропедевтика реализуется в процессе построения но аналогии определенных типов предложений и составляет подготовительный этап в формировании грамматических навыков [2]".

Страницы: 1 2 

Язык как знаковая система
Язык - это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная - значит система общения. Познавательная - значит средство познания. Что значит знаковая? Что такое знак? В действительности обмен информации в человеческом обществе строится на прямо противоположном принципе: адресату сооб ...

О сущности образования в «Школе жизни»
Для определения целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстана ...

Задачи детского сада по формированию словаря детей
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возмо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru