Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи

Страница 2

Учебная речевая ситуация на занятиях по овладению способами выражения смысловых отношений остается методическим средством на всех этапах работы (от первичной семантизации до коммуникативных упражнений). Выбор ситуации определяется особенностями смысловых отношений, степенью их отвлеченности, лексическими и грамматическими средствами, их выражающими. Наряду с простейшими наглядными ситуациями при работе над навыками выражения таких пространственных отношений, которые выделяются на основе демонстрации действий с предметами в соответствии с побуждениями учителя (например, Положи книгу на стол, Положи книгу на парту, Положи книгу в портфель), используются более сложные, требующие развёрнутого словесного контекста (несколько предложений, беседы, описания и побуждения) и соответственно более высокого уровня речевого развития учащихся. Для овладения, например, основными наиболее распространенными видами причинных зависимостей в методике разработано несколько типовых ситуаций: ситуация, в которой возможность или невозможность действия объясняется физическими способностями действующего лица (Я не буду купаться, потому что не умею плавать), особенностями предмета, с которым оно действует (Я не могу поднять чемодан, потому что он тяжелый), отсутствием инструмента для выполнения действия (Я не могу забить гвоздь, потому что у меня нет молотка) и ряд других.

Важным условием эффективного освоения смысловых отношений между словами является оперирование в создаваемых ситуациях несколькими однотипными предметами, сопоставляемыми по одному определенному признаку, которым они отличаются друг от друга (Положи пенал на парту, Положи пенал в парту, Положи конверт на стол, Положи конверт в портфель). Противопоставление наглядных ситуаций дает возможность дифференцировать и обобщать разные смысловые отношения и их выражение в языке.

Способ выражения новых смысловых отношений дети первоначально воспринимают в речи учителя (Дай книгу, которая лежит в шкафу, на верхней полке). Наряду с побудительными фразами используется постановка вопросов (Чья книга? – выражение отношений принадлежности; Куда положил книгу? - выражение отношения местоположения предмета относительно другого).

Основное внимание в работе над выражением смысловых отношений на уроках развития речи обращается на лексическую сочетаемость. Детей учат понимать языковые способы выражения отношений и практически использовать их. Работа над формообразованием переносится на уроки грамматики: "Накапливание определенных синтаксических моделей и лексических элементов, их составляющих, происходит в процессе общения по определенной системе, что в последующем облегчает слабослышащим учащимся овладение грамматическими навыками. В этом смысле на уроках развития речи по отношению к грамматическим явлениям осуществляется определенная пропедевтика, заключающаяся в восприятии и наблюдении (понимании) за основными грамматическими средствами передачи отношений при обращении основного внимания на выбор синтаксической моде ли для выражения данного смыслового отношения, а также на выбор знаменательных и строевых слов (предлогов, союзов). Такая пропедевтика реализуется в процессе построения но аналогии определенных типов предложений и составляет подготовительный этап в формировании грамматических навыков [2]".

Страницы: 1 2 

Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...

Роль социального педагога в системе социально-правовой защиты детства
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организато ...

Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ
Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. При этом Л.Г. Лысюк отмечает необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктив ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru