Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Развитие образования » Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности » Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения.

Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе происходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других – тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к 3 классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик 1-2 класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и т. д. К 3 классу чувства становятся более социальными [1, с. 243].

С поступлением в школу, отмечает В. С. Мухина [19, с. 86],на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное, существеннее для своей деятельности. Очень важна для младшего школьника при этом доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность.

Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения» [11, с. 162].

С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, отмечает И. В. Дубровина [8, с. 287], чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознаёт его как следствие собственных действий и усилий, считает Г. И. Погодаев [22, с. 39].

В связи с этим, огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя, как во время классной работы, так и при задании на дом. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, т.е. создать предпосылки для развития воли.

Страницы: 1 2 3 4 5

Дистанционное обучение
По мнению многих специалистов, технологией будущего можно назвать дистанционное (дистантное) обучение, позволяющее получить образование тем, кто живет вдалеке от учебных заведений, у кого есть ограничения в передвижении по состоянию здоровья, кто хочет эффективно использовать учебное время за счет ...

Сущность понятия качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. ...

Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru