Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся

Страница 3

Повествование в чистом виде встречается редко, в него обычно включены и элементы другой разновидности монологической речи — описания. Трудность овладения им заключается в статичности описываемого явления или предмета. Для того чтобы построить описание в логической последовательности, необходимо проанализировать предмет или ситуацию, выделить в них определенные признаки, характерные черты. В языковом отношении описания характеризуются использованием специфической лексики, включением словосочетаний и сложных предложений, передающих определительные отношения.

К простейшим описаниям обращаются уже во II классе, когда дети характеризуют знакомые им предметы в процессе изучения их частей, свойств, назначения. В дальнейшем переходят к описанию помещений и строений, животных, предметов и явлений природы, картин, людей (реальных и персонажей литературных произведений). Все эти работы сначала проводятся со значительной подготовкой (лексика, фразеология, синтаксические конструкции, беседа, составление плана). Более сложным заданиям предшествуют упражнения в отгадывании предмета по описанию, в рисовании предмета по заданным признакам, подборе и анализе готовых описательных текстов к картине.

Большое место в работе по развитию описательно-повествовательной речи занимают картины. Различные по содержанию и требующие для его вербализации разных по степени сложности языковых средств, они подбираются так, чтобы служить развитию речи в целом и позволять включать в занятия определенный программный материал, изучаемый в данный момент на уроках. В схему работы по составлению устных рассказов по картине включается ее общий предварительный анализ, обсуждение изображенного, организация нужного для рассказа лексико-грамматического материала, составление плана (в I—III классах план дается в готовом виде), придумывание названия. В эту работу включаются элементы рассуждения, сравнения, оценок. По ходу составления рассказа оказывается необходимым обращаться к записям, побуждать учащихся к употреблению нужной лексики, обращать их внимание на возможность словесного варьирования отдельных частей рассказа.

В ходе анализа темы курсовой работы мы обратились к рассмотрению особенностей методики развития речи учеников коррекционной школы, в частности школы для слабослышащих учащихся.

Мы проанализировали основные направления работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития речи и пришли к следующим выводам.

Исследователи Р.М Боскис, А.Г.Зикеев основное внимание в работе над выражением смысловых отношений на уроках развития речи обращают на лексическую сочетаемость. Детей учат понимать языковые способы выражения отношений и практически использовать их. Работа над формообразованием переносится на уроки грамматики. На уроках развития речи по отношению к грамматическим явлениям осуществляется определенная пропедевтика, заключающаяся в восприятии наблюдении (понимании) за основными грамматическими средствами передачи отношений при обращении основного внимания на выбор синтаксической модели, для выражения смысловых отношений, а также на выбор знаменательных м строевых слов (предлогов, союзов).

Особое место отведено в нашем исследовании основным направлениям работы над предложением на уроках развития речи. Важно заметить, что на начальном этапе обучения языку предпочтение отдается побудительным предложениям, которые относительно просты по конструкции и единообразию используемых форм.

Отмечено. Что в работе над любым типом предложений учитель направляет учебную деятельность детей на усвоение схемы ( модели) синтаксической конструкции, местонахождения главных и второстепенных членов ( порядок слов), средств синтаксической связи (предлоги,союзы), интонации. Сначала учащиеся знакомятся с новой моделью предложения в пассивной речи, наблюдают за ее использованием в высказываниях учителя.

На конкретных примерах и в таблице в работе показано, что после того, как учащиеся научатся понимать побудительную фразу учителя определенной конструкции, они начинают упражняться в передаче поручений и приказаний друг другу.

Одной из центральных задач развития устной речи и речи в целом является обучение диалогу Учитель в работе над диалогом использует различные тренировочные упражнения: построение диалога по аналогии с образцом, дополнение его репликой, подбор парных реплик из числа предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики ( также из числа предложенных), придумывание пропущенной реплики, продолжение диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям ( например, изменить время или место действия) и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...

Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса
Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания. Использование карты наблюдения. На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с п ...

Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru