Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся

Страница 3

Повествование в чистом виде встречается редко, в него обычно включены и элементы другой разновидности монологической речи — описания. Трудность овладения им заключается в статичности описываемого явления или предмета. Для того чтобы построить описание в логической последовательности, необходимо проанализировать предмет или ситуацию, выделить в них определенные признаки, характерные черты. В языковом отношении описания характеризуются использованием специфической лексики, включением словосочетаний и сложных предложений, передающих определительные отношения.

К простейшим описаниям обращаются уже во II классе, когда дети характеризуют знакомые им предметы в процессе изучения их частей, свойств, назначения. В дальнейшем переходят к описанию помещений и строений, животных, предметов и явлений природы, картин, людей (реальных и персонажей литературных произведений). Все эти работы сначала проводятся со значительной подготовкой (лексика, фразеология, синтаксические конструкции, беседа, составление плана). Более сложным заданиям предшествуют упражнения в отгадывании предмета по описанию, в рисовании предмета по заданным признакам, подборе и анализе готовых описательных текстов к картине.

Большое место в работе по развитию описательно-повествовательной речи занимают картины. Различные по содержанию и требующие для его вербализации разных по степени сложности языковых средств, они подбираются так, чтобы служить развитию речи в целом и позволять включать в занятия определенный программный материал, изучаемый в данный момент на уроках. В схему работы по составлению устных рассказов по картине включается ее общий предварительный анализ, обсуждение изображенного, организация нужного для рассказа лексико-грамматического материала, составление плана (в I—III классах план дается в готовом виде), придумывание названия. В эту работу включаются элементы рассуждения, сравнения, оценок. По ходу составления рассказа оказывается необходимым обращаться к записям, побуждать учащихся к употреблению нужной лексики, обращать их внимание на возможность словесного варьирования отдельных частей рассказа.

В ходе анализа темы курсовой работы мы обратились к рассмотрению особенностей методики развития речи учеников коррекционной школы, в частности школы для слабослышащих учащихся.

Мы проанализировали основные направления работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития речи и пришли к следующим выводам.

Исследователи Р.М Боскис, А.Г.Зикеев основное внимание в работе над выражением смысловых отношений на уроках развития речи обращают на лексическую сочетаемость. Детей учат понимать языковые способы выражения отношений и практически использовать их. Работа над формообразованием переносится на уроки грамматики. На уроках развития речи по отношению к грамматическим явлениям осуществляется определенная пропедевтика, заключающаяся в восприятии наблюдении (понимании) за основными грамматическими средствами передачи отношений при обращении основного внимания на выбор синтаксической модели, для выражения смысловых отношений, а также на выбор знаменательных м строевых слов (предлогов, союзов).

Особое место отведено в нашем исследовании основным направлениям работы над предложением на уроках развития речи. Важно заметить, что на начальном этапе обучения языку предпочтение отдается побудительным предложениям, которые относительно просты по конструкции и единообразию используемых форм.

Отмечено. Что в работе над любым типом предложений учитель направляет учебную деятельность детей на усвоение схемы ( модели) синтаксической конструкции, местонахождения главных и второстепенных членов ( порядок слов), средств синтаксической связи (предлоги,союзы), интонации. Сначала учащиеся знакомятся с новой моделью предложения в пассивной речи, наблюдают за ее использованием в высказываниях учителя.

На конкретных примерах и в таблице в работе показано, что после того, как учащиеся научатся понимать побудительную фразу учителя определенной конструкции, они начинают упражняться в передаче поручений и приказаний друг другу.

Одной из центральных задач развития устной речи и речи в целом является обучение диалогу Учитель в работе над диалогом использует различные тренировочные упражнения: построение диалога по аналогии с образцом, дополнение его репликой, подбор парных реплик из числа предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики ( также из числа предложенных), придумывание пропущенной реплики, продолжение диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям ( например, изменить время или место действия) и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Особенности рисунков старших дошкольников с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образо ...

Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей. Средства: - комплекты наглядно- дидактического материала для занятий; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - методические пособия для воспитателя и конспекты; - ...

Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. «Л.Д.Столяренко определил «внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объект ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru