Понятие социально-правовой защиты детства

Страница 1

Проанализировав работы различных авторов, занимавшихся исследованием социально-правовой защиты детства, мы пришли к выводу, что социально-правовая защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми .

Социально-правовая защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

· в сфере семейных отношений;

· в сфере образования;

· в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей [5, c. 34].

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Государственная политика социально-правовой защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

· гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

· бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

· гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

· социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

· социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

· организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

· организация квалифицированной юридической помощи.

Социально-правовая защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами [7, c. 23].

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Распространенной формой социально-правовой защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей [3, c. 11].

Страницы: 1 2 3

Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
В данном параграфе будут приведены сценарии разработанных уроков к указанному выше электроно-справочному материалу. Тема: «Магистрально-модульный принцип построения компьютера». Цели урока: - помочь учащимся усвоить магистрально-модульный принцип построения компьютера, дать основные понятия, необхо ...

Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...

Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
В предыдущей главе мы рассматривали особенности функционирования деятельности оздоровительных лагерей, социально-педагогический потенциал детского досуга. В настоящей главе мы рассмотрим социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях, а т ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru