Виды и приемы работ по развитию разговорной речи в школе для глухих детей

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Виды и приемы работ по развитию разговорной речи в школе для глухих детей

Страница 1

Работа по развитию диалогической речи начинается с первых дней пребывания детей в школе. Педагог организует деятельность детей и в это время предлагает им новые слова и фразы. Он учит их понимать и выполнять поручения, отвечать на вопросы, сообщать о выполнении задания, обращаться с просьбой. На всех уроках расширяется и уточняется словарный запас детей. Чтобы познакомить детей с новыми словами и выражениями учитель: а) использует непроизвольно возникшую или создает нужную ему ситуацию, в этих условиях организует работу детей, в процессе которой обращается с ними, включает в свою речь определенные слова и фразы; б) может показать предмет, действие и назвать их; в) пополняет словарный запас синонимами.

Развитие речи учащихся имеет свои виды работ. Они определяются требованиями соответствующего раздела программы: 1) понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищу по заданию учителя, а также по собственному побуждению; 3) сообщать о выполненной и предстоящей работе. В практику обучения глухих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета о их выполнении; 4) вести диалог. Эти виды работ направлены на развитие у глухих школьников навыка ведения ситуативного диалога по заранее определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.

Работа по закрытой картинке это один из распространенных в школе глухих видов работ. Цель работы – научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят. В процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы о ее содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать их с картинкой.

Еще одним видом работ являются беседы. Главным условием бесед является их мотивированность, создание которой достигается путем специальной организации бесед. У глухих детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новыми для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если учитель вовремя поможет, то беседа пойдет при большой речевой активности детей. Весьма эффективными в плане развития разговорной речи могут быть беседы по прочитанным рассказам, которые проводятся на уроках чтения. Требования к содержанию и организации бесед растут с каждым годом обучения, рассматривается тематика бесед, усложняется содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность детей. В 1 классе преимущество отдается фронтальной беседе учителя с классом, во 2 классе беседы на знакомые темы может проводить «маленький учитель», в третьем классе целесообразно чаще проводить беседы бригадами и парами.

Увеличивается степень самостоятельности школьников и в использовании словаря и фразеологии. Если в 1 классе учитель дает на доске или на карточке готовые вопросы и ответы, потом выписывает только новые слова или трудные слова и словосочетания, то в 3-4 классе он чаще требует от детей построения конструкции по аналогии и самостоятельно.

Развитие диалогической речи глухих школьников может успешно осуществляться в процессе различных дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей, и вызывают большую активность.

Важное место в развитие диалогической речи глухих школьников занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Его можно проводить как подготовительное в процессе работы над сочинением на основе личных впечатлений, творческого воображения и над изложением. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного формирования диалогической речи в устной и письменной форме.

Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеклассное время, создавая специальную ситуацию или используя естественную (Зыков С.А., Нестерович Т.В.).

Страницы: 1 2

Опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
В данной главе раскрывается опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Для этого, во-первых, анализируется образовательная ситуация. Во-вторых, характеризуется формирование межкультурной коммуникации. В-третьих, формулируются методические рекомендации ...

Медицинские аспекты полового воспитания
Рассмотрим вопрос о сохранении здоровья граждан. Здоровье — одна из главных ценностей человека, и его сохранение — важная общественная задача. Здесь мы касаемся лишь тех моментов сохранения здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию. Прежде всего — это профилактика вен ...

Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru