Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками специальной педагогику

Развитие образования » Специальная педагогика » Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками специальной педагогику

Страница 1

1. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания.

тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие;

сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия - нарушения развития речи;

олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта;

специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики.

2. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся:

• философия;

• история;

• педагогика;

• психология;

• физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.

Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.

В связи с этим при 'исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

онтологический — место специального образования в структуре бытия;

гносеологический — определение связи обучения и познания;

аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

Гераклит:

"Болезнь делает приятным и благим здоровье";

"Цель человеческой жизни — освобождение от страданий".

Платон:

"Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";

"Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";

'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; / "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; / "Детей следует отбирать по их способностям".

Аристотель:

"Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др."

Плутарх, Сенека:

"От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:

"Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".

Д. Дидро.

"Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;

"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;

"Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные птомы" Ницше.

Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики:

представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр;

психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др.

Страницы: 1 2

Проверка умения ребят работать по обобщенному плану
В старших классах общеобразовательной школы №24 проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Оба класса – 10 А и 11 А – имеют социально – экономический уклоны и наиболее успевающие среди параллельных классов. Каждый ученик ...

Периоды в психосексуальном развитии
Общая тенденция развития личности – это постепенное усиление влияния социальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В.В. Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического, а, следовательно, тесно связанного с ним природно-психического качественного боле ...

Загрязнение окружающей среды
Химическая промышленность охватывает большое количество отраслей: производство основного органического синтеза, нефтехимические, коксохимические и другие- производства. Часть из них уже стала самостоятельными отраслями промышленности. Производство кислот, солей, щелочей, некоторых химических элемен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru