Социокультурные основы специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Социокультурные основы специального образования

Страница 1

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: идея о социальной полезности человека; школа обязана воспитать активного и полезного члена общества) ребенок с ограниченными возможностями должен своим дом обеспечивать собственное существование; ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;

общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.

В 20-40-е гг. XX в получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма,

национал-социализма. Их ведущие положения:

поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна;

стерилизация - путь достижения биологической "чистоты" расы; необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей.

В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.

Сущность патерналистской концепции:

приоритет интересов общества над интересами отдельной личности;

люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта";

существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых;

характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; неконкурентоспособная позиция на рынке труда; приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями;

нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с соииокультурным окружением; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.

Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:

приоритет интересов личности над интересами общества; достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); независимая жизнь — независимость в широком смысле; • право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически;

• комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;

• у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.

Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека". Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:

• должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;

• интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;

• коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;

• рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает:

Страницы: 1 2

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи
предметный нарушение речь ребенок Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности. Исследователи выделяют следующие особенности пре ...

Специфика формирования межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка
В школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественного циклов. Предметы естественного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общест ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru