Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы для детей алтайских инородцев.
Содержание образования данных учреждений определялось целью распространения среди алтайцев православия и строилось в соответствии с методической системой религиоведа – тюрколога Н.И. Ильминского. Опыт постановки педагогического процесса в инородческих школах включал в себя такие этапы, как: подготовка учителей – катихизаторов, издательская деятельность миссии, что, наряду с созданием письменности и разработкой алтайской грамматики, явилось предпосылками развития просвещения в Горном Алтае.
Дореволюционный период организации школьного дела у алтайцев известен деятельностью открытых в 1897 г. двух частных "языческих" школ братьев Кульджиных и Чокурака (Чокурая) Бийлянкина, попыткой зайсана Седьмой алтайской дючины Мыжлака организовать ремесленное училище. Их педагогическая инициатива диктовалась изменением социально – экономических условий конца XIX в. и стала фактом осознания передовыми представителями этноса необходимости повышения низкого уровня грамотности алтайцев, что было актуальным для многих национальностей дореволюционной России.
Очень важным этапом в истории развития национальных школ явились мероприятия российского правительства начала 20-го в. По введению среди народов страны начального всеобуча. Этот вопрос бурно обсуждался на заседаниях Государственной думы, инородческой секции I Всероссийского съезда по народному образованию (декабрь 1913 г.). Однако радикальных решений в области национального образования в виде официальных государственных законов принято не было.
Накануне 1917 г. уровень грамотности алтайцев с оседлым образом жизни составил 6 %, у полукочевой и кочевой части населения 2 %. В 28 школах Горного Алтая обучалось 1500 учащихся, из них 300 алтайцев. Эти ученики составили контингент начальных миссионерских и четырех школ Министерства народного просвещения (Бело–Ануйской, Камлакской, Черно–Ануйской, Шебалинской). Алтайцам было недоступно повышенное и профессиональное образование, так как гимназии, реальные училища и высшие учебные заведения находились за пределами уезда.
Прежде чем рассмотреть советский опыт создания алтайской национальной школы, мы обратились к деятельности местных органов самоуправления – Алтайской горной думы и Каракорум – Алтайской окружной земской управы, начавших в 1917 – 1919 гг. демократические преобразования школьной системы Горного Алтая. В результате их культурно – просветительских мероприятий были открыты Улалинская второклассная гимназия, Чемальское и Горно – Онгудайское высшие начальные училища, Чемальская учительская семинария, разработан проект развития национального образования. В начале 1919 – 1920 учебного года (далее уч. г.) в Каракорум – Алтайском уезде действовали 92 начальных школы, из них 60 алтайских. Реализацию планов Каракорумского земства по преобразованию системы просвещения остановила Гражданская война.
Опытная работа по развитию
воли младших школьников во внеурочное время
Следующим этапом нашей работы стала реализация программы формирующего эксперимента по развитию воли младших школьников во внеурочное время, с учётом выявленных в ходе диагностики данных. Программа предполагала: - подбор и проведение после уроков игр, способствующих развитию целеустремлённости, выде ...
Эгоистическая установка
Некоторые супруги не хотят иметь детей: считают, что нужно жить «для себя», забывая при этом, что жить для детей и есть жить «для себя». Некоторые женщины заводят лишь одного ребенка (имея все возможности для большего) — для «престижа», как доказательство своей способности родить. Нередки случаи, к ...
Творческий проект "Сказка от А до Z"
Работая с детьми младшего школьного возраста, для повышения мотивации к изучению иностранного языка и развития эмоциональной сферы ребенка, можно использовать постановки различных сказок на английском языке для их дальнейшего показа родителям, друзьям и учителям. Но сценарии сказок желательно соста ...