Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг

Развитие образования » Национальные школы Сибири и введение в педагогику. Родной язык в педагогике Сибири » Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг

Страница 1

Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы для детей алтайских инородцев.

Содержание образования данных учреждений определялось целью распространения среди алтайцев православия и строилось в соответствии с методической системой религиоведа – тюрколога Н.И. Ильминского. Опыт постановки педагогического процесса в инородческих школах включал в себя такие этапы, как: подготовка учителей – катихизаторов, издательская деятельность миссии, что, наряду с созданием письменности и разработкой алтайской грамматики, явилось предпосылками развития просвещения в Горном Алтае.

Дореволюционный период организации школьного дела у алтайцев известен деятельностью открытых в 1897 г. двух частных "языческих" школ братьев Кульджиных и Чокурака (Чокурая) Бийлянкина, попыткой зайсана Седьмой алтайской дючины Мыжлака организовать ремесленное училище. Их педагогическая инициатива диктовалась изменением социально – экономических условий конца XIX в. и стала фактом осознания передовыми представителями этноса необходимости повышения низкого уровня грамотности алтайцев, что было актуальным для многих национальностей дореволюционной России.

Очень важным этапом в истории развития национальных школ явились мероприятия российского правительства начала 20-го в. По введению среди народов страны начального всеобуча. Этот вопрос бурно обсуждался на заседаниях Государственной думы, инородческой секции I Всероссийского съезда по народному образованию (декабрь 1913 г.). Однако радикальных решений в области национального образования в виде официальных государственных законов принято не было.

Накануне 1917 г. уровень грамотности алтайцев с оседлым образом жизни составил 6 %, у полукочевой и кочевой части населения 2 %. В 28 школах Горного Алтая обучалось 1500 учащихся, из них 300 алтайцев. Эти ученики составили контингент начальных миссионерских и четырех школ Министерства народного просвещения (Бело–Ануйской, Камлакской, Черно–Ануйской, Шебалинской). Алтайцам было недоступно повышенное и профессиональное образование, так как гимназии, реальные училища и высшие учебные заведения находились за пределами уезда.

Прежде чем рассмотреть советский опыт создания алтайской национальной школы, мы обратились к деятельности местных органов самоуправления – Алтайской горной думы и Каракорум – Алтайской окружной земской управы, начавших в 1917 – 1919 гг. демократические преобразования школьной системы Горного Алтая. В результате их культурно – просветительских мероприятий были открыты Улалинская второклассная гимназия, Чемальское и Горно – Онгудайское высшие начальные училища, Чемальская учительская семинария, разработан проект развития национального образования. В начале 1919 – 1920 учебного года (далее уч. г.) в Каракорум – Алтайском уезде действовали 92 начальных школы, из них 60 алтайских. Реализацию планов Каракорумского земства по преобразованию системы просвещения остановила Гражданская война.

Страницы: 1 2 3 4

План-конспект урока по теме «Модульное обучение на уроках русского языка»
Тема урока: «Язык газеты. Роль и структура заголовка. Заголовки периодических школьных изданий» Цель: закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи, совершенстврвать умения анализировать структуру предложения на примере газетных заголовков, развивать умения прогнозировать содержание ...

Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок при написании сочинений и изложений
Ошибки в изложениях и сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового оформления. В содержательном плане замечаются такие нарушения, или ошибки: [5: 206] 1) непонимание идеи высказывания; 2) неправильное или неполное раскрытие темы; 3) фактическое несоответствие материала; 4) ...

Особенности элективных курсов по технологии
Особенностью профориентационных курсов является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достат ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru