Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Страница 1

На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Технологические (инструкционно - технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, кроме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.

Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования; они содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.

Наличие такой документации письменного инструктирования позволяет каждому учащемуся многократно, по мере необходимости обращаться в процессе выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащимся в ней, в любых условиях. Это обеспечивает возможность учащимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности мастера по управлению процессом производственного обучения [34, с.270].

При демонстрации (показе) производственных процессов у учащихся формируется эталон трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Опыт убеждает, что показ как метод производственного обучения способствует созданию у обучаемых четкого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приема, операции). Применение данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучении.

В процессе показа мастер сообщает учащимся о том, что он намерен показать; объясняет каждое свое движение и действие; подчеркивает его назначение. Поэтому очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения. В качестве эталонов используются наиболее целесообразные способы выполнения учебных и учебно-производственных заданий, рабочие движения мастера, образцы готовых изделий, рисунки, макеты и модели, письменные и графические планы, программы действий, нормативные требования и т. д.

При показе важно представлять себе затруднения, которые может испытывать обучаемый, каким бы простым ни казался демонстрируемый прием мастеру и акцентировать на этом внимание учащихся [15, с. 59].

Учащиеся должны не только усвоить контрольные признаки, но и научиться распознавать их, оценивать их влияние на течение трудового процесса (возможные отклонения, неполадки и т. д.), а также анализировать ранее допущенные ошибки и их причины. Для этого контрольные признаки должны быть зафиксированы на плакатах, в учебных таблицах, инструкциях, используемых при проведении упражнений по развитию у учащихся наблюдательности (повторное восприятие сложных объектов в разных условиях, оценка линейных величин с последующей их проверкой и др.), слуха, зрения, чувства времени и ритма. Для отработки этих упражнений создаются соответствующие ситуации и используются различные тренажеры. Особое внимание должно быть уделено обучению учащихся работе с контрольно-измерительными инструментами и приборами [18, с. 33].

Для усвоения контрольных признаков и выработки умений распознавать их рекомендуется применять пробное выполнение учащимися показанных действий. В ряде случаев целесообразно предложить учащимся перед началом работы описать элементы предстоящей операции и контрольные действия при ее выполнении.

Привитию учащимся навыков самоконтроля во многом способствует использование на уроках производственного обучения эталонных образцов изделий. Эталонные образцы применяются как наглядные пособия или раздаточный материал для учащихся.

Кроме эталонных образцов готовых изделий в процессе обучения используют эталонные образцы заготовок по отдельным операциям. Смонтированные на специальных планшетах по темам программы производственного обучения, наборы эталонных заготовок по операциям служат своеобразным указателем последовательности процессов обработки учебного изделия.

Планшеты с набором эталонных заготовок по операциям выдают учащимся, и при выполнении отдельных операций в процессе изготовления изделия они сличают его с эталоном [1, с. 9].

Для воспитания у учащихся навыков самоконтроля при изготовлении изделий на уроках производственного обучения используется метод взаимного контроля и самооценки учащимися качества продукции. Разбор наблюдений, анализ ошибок и поиск способов исправления при активном участии самих учащихся помогает им сознательно овладевать навыками оценки и контроля [1, с. 12].

Страницы: 1 2 3 4 5

Роль разговорной речи в общем развитии, обучении и воспитании глухих детей
Чтобы определить роль развития разговорной речи для учащихся 1-ого класса рассмотрим как освещены проблемы развития речи, в том числе и разговорной, в сурдрпедагогике и сурдопсихологии. Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями м ...

Методические аспекты использования игры в обучении лексике
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра - особо организованное занятие, требу ...

Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с ОНР
Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru