Развитие советской системы специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Развитие советской системы специального образования

Страница 2

высокий уровень развития методологических, теоретических и методических основ специальной педагогики.

Недостатки системы:

цензовый характер образования аномальных детей, что способствовало разделению данной категории на "обучаемых" и "необучаемых". отстранению на второй план целенаправленного формировании жизненной компетенции, социально-эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями;

структурное и содержательное единообразие;

отсутствие законодательного права на специальное образование всем категориям нуждающихся детей:

наличие практически непреодолимого барьера между детьми, содержащимися в условиях закрытою типа, и окружающим миром;

несовершенство государственной системы выявления, диагностики и учета детей с отклонениями в развитии; отсутствие социальных программ поддержания семьи, воспитывающей особого ребенка;

неукомплектованность учреждений кадрами специалистов-дефектологов.

Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпросй), который возглавлял А.В. Луначарский:

• "умственно отсталые дети" воспитывались во вспомогательных школах;

• "телесно дефективные" (глухонемые, слепые, калеки) — в специальных заведениях.

Модель закрытого интерната, в котором дети с отклонениями в развитии изолировались от общества, постепенно становится основной. Постановление СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно-воспитательный процесс в учреждениях специального образования, число которых в первое 10-летие советской власти сократилось по сравнению с дореволюционным периодом.

Оформление новой системы произошло в конце 20-х гг. Цель специального образования — "подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности". Наркомпросу поручено подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых. Госплан должен создать сеть школ и классов для умственно отсталых детей. Н.Н. Малофеев отмечает, что принципиальным отличием специального образования е СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП (б) "О всеобуче" не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространяло на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. Таким образом, был установлен для всех без исключения категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз.

Источник финансирования системы специального образования — госбюджет.

2. Особенности развития системы специального образования в 50— 60-е гг.:

• дифференциация учреждении специального образования -* появление их новых видов и типов;

• расширение их сети, чему способствовали школьные реформы -введение обязательного 8-летнего образования (1959), а затем и 10-летнего (1966).

Государственная система специального образования в 70— 80-х гг. в СССР:

в массовых школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития;

Страницы: 1 2 3

Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе
Интенсивность развития общества, нестабильность и динамичность приводят к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, уметь изменяться, сохраняя свои целостность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. Изменения в социуме отражаются и в сфере о ...

Учитель права современной школы
Преподаватель права — один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание. Значит, стремление каждого родителя найти своему ребенку хорошего учителя не случайно, ведь именно он порой оказывает заметное влиян ...

Понятие мышления
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru