Развитие советской системы специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Развитие советской системы специального образования

Страница 2

высокий уровень развития методологических, теоретических и методических основ специальной педагогики.

Недостатки системы:

цензовый характер образования аномальных детей, что способствовало разделению данной категории на "обучаемых" и "необучаемых". отстранению на второй план целенаправленного формировании жизненной компетенции, социально-эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями;

структурное и содержательное единообразие;

отсутствие законодательного права на специальное образование всем категориям нуждающихся детей:

наличие практически непреодолимого барьера между детьми, содержащимися в условиях закрытою типа, и окружающим миром;

несовершенство государственной системы выявления, диагностики и учета детей с отклонениями в развитии; отсутствие социальных программ поддержания семьи, воспитывающей особого ребенка;

неукомплектованность учреждений кадрами специалистов-дефектологов.

Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпросй), который возглавлял А.В. Луначарский:

• "умственно отсталые дети" воспитывались во вспомогательных школах;

• "телесно дефективные" (глухонемые, слепые, калеки) — в специальных заведениях.

Модель закрытого интерната, в котором дети с отклонениями в развитии изолировались от общества, постепенно становится основной. Постановление СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно-воспитательный процесс в учреждениях специального образования, число которых в первое 10-летие советской власти сократилось по сравнению с дореволюционным периодом.

Оформление новой системы произошло в конце 20-х гг. Цель специального образования — "подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности". Наркомпросу поручено подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых. Госплан должен создать сеть школ и классов для умственно отсталых детей. Н.Н. Малофеев отмечает, что принципиальным отличием специального образования е СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП (б) "О всеобуче" не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространяло на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. Таким образом, был установлен для всех без исключения категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз.

Источник финансирования системы специального образования — госбюджет.

2. Особенности развития системы специального образования в 50— 60-е гг.:

• дифференциация учреждении специального образования -* появление их новых видов и типов;

• расширение их сети, чему способствовали школьные реформы -введение обязательного 8-летнего образования (1959), а затем и 10-летнего (1966).

Государственная система специального образования в 70— 80-х гг. в СССР:

в массовых школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития;

Страницы: 1 2 3

Творческий проект "Сказка от А до Z"
Работая с детьми младшего школьного возраста, для повышения мотивации к изучению иностранного языка и развития эмоциональной сферы ребенка, можно использовать постановки различных сказок на английском языке для их дальнейшего показа родителям, друзьям и учителям. Но сценарии сказок желательно соста ...

Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Стиль управления - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: - директивный стиль (а ...

Модель интегративного подхода в комплексной подготовке военных специалистов в условиях гражданского морского вуза
Интеграция гражданского и военного профессионального образования вызвана современными потребностями общества в соответствии с социально-политическим и экономическим развитием государства. Повышение качества подготовки будущих военных специалистов в условиях гражданского вуза – одна из немаловажных ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru