Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

Развитие образования » Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям » Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

Страница 1

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения включает в себя различные этапы и формы учебной-воспитательной деятельности. Одним из таких этапов является возможность получить первый реальный опыт педагогической деятельности ещё в процессе подготовки специалистов. Формой данного этапа подготовки является педагогическая практика, осуществляемая на базе реальных учебных заведений СПО, НПО.

Первый педагогический опыт в форме педагогической практики играет ярко выраженную системообразующую роль в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения. Деятельность студента-практиканта в образовательном учреждении требует от него применения на практике одновременно всех полученных в ВУЗе педагогических знаний, умений и навыков, проявления способностей и качеств личности. Поэтому педагогическая практика способствует:

во-первых, выявлению «слабых мест» в подготовке студента – будущего педагога профессионального обучения, на что будут указывать затруднения, возникающие у практиканта в той или иной области педагогической деятельности;

во-вторых, значительному повышению уровня профессиональной педагогической подготовленности через интенсивную актуализацию имеющихся педагогических знаний, умений, навыков, способностей и качеств [20].

Следовательно, к моменту выхода на педагогическую практику студент уже должен быть готов полноценно осуществлять педагогическую деятельность на базовом уровне. Базовый уровень подготовленности педагога к профессиональной деятельности определен в различных источниках: как в научных трудах различных авторов, так и в нормативных документах системы образования, в частности – в ФГОСе. Рассмотрим данные критерии готовности педагога к деятельности, чтобы составить портрет педагога, которому должен соответствовать выпускник и к которому должен стремиться студент, выходящий на педагогическую практику.

Начнем с анализа нормативных документов. Разработка профессионального портрета (модели) ведется на основе государственных квалификационных требований к выпускникам соответствующего уровня, ступени образования, по направлениям подготовки и специальностям. Требования к уровню подготовленности выпускника профессионально-педагогической специальности определены в федеральном государственном образовательном стандарте в виде требований, что он должен знать, уметь и быть способен и в компетенциях, которые должны быть сформированы

Перечисленные в стандарте требования к специалисту можно разделить на три основных компонента, которые составляют суть педагогической подготовки: когнитивный, определяемый содержанием, объемом, научностью знаний; деятельностный, определяемый сформированностью таких основных общепедагогических умений, как аналитико-диагностических, конструктивно-организаторских, прогностических, коммуникативных и рефлексивных; личностный, определяемый системой профессионально значимых личностных качеств (эмпатии, толерантности), системой профессиональных ценностей. Три выделенных компонента требований к специалисту соответствуют основным компонентам педагогической деятельности.

Когнитивный компонент включает в себя необходимые для профессиональной деятельности педагога знания. Причем как знания общепедагогические, так и специальные предметные. Специальные предметные знания определяются спецификой конкретной дисциплины. В общепедагогические знания входят: дидактические знания (о методах, средствах, формах и способах обучения), знания о способах педагогической коммуникации, знания психофизиологических особенностей учащихся и о способах их диагностики (психология личности, психология группы), о способах самопознания, представление о перспективных задачах обучения и воспитания. Качественная когнитивная база является для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4

Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к природе
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно ра ...

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования
Вопросам правового регулирования образования в школьной программе не уделяется достаточного внимания. Однако, будучи участниками образовательного процесса, ученики и педагоги должны знать правила поведения тех, кто становится субъектом подобных правоотношений. Методика научно-методического анализа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru