Подготовка будущих педагогов профессионального обучения включает в себя различные этапы и формы учебной-воспитательной деятельности. Одним из таких этапов является возможность получить первый реальный опыт педагогической деятельности ещё в процессе подготовки специалистов. Формой данного этапа подготовки является педагогическая практика, осуществляемая на базе реальных учебных заведений СПО, НПО.
Первый педагогический опыт в форме педагогической практики играет ярко выраженную системообразующую роль в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения. Деятельность студента-практиканта в образовательном учреждении требует от него применения на практике одновременно всех полученных в ВУЗе педагогических знаний, умений и навыков, проявления способностей и качеств личности. Поэтому педагогическая практика способствует:
во-первых, выявлению «слабых мест» в подготовке студента – будущего педагога профессионального обучения, на что будут указывать затруднения, возникающие у практиканта в той или иной области педагогической деятельности;
во-вторых, значительному повышению уровня профессиональной педагогической подготовленности через интенсивную актуализацию имеющихся педагогических знаний, умений, навыков, способностей и качеств [20].
Следовательно, к моменту выхода на педагогическую практику студент уже должен быть готов полноценно осуществлять педагогическую деятельность на базовом уровне. Базовый уровень подготовленности педагога к профессиональной деятельности определен в различных источниках: как в научных трудах различных авторов, так и в нормативных документах системы образования, в частности – в ФГОСе. Рассмотрим данные критерии готовности педагога к деятельности, чтобы составить портрет педагога, которому должен соответствовать выпускник и к которому должен стремиться студент, выходящий на педагогическую практику.
Начнем с анализа нормативных документов. Разработка профессионального портрета (модели) ведется на основе государственных квалификационных требований к выпускникам соответствующего уровня, ступени образования, по направлениям подготовки и специальностям. Требования к уровню подготовленности выпускника профессионально-педагогической специальности определены в федеральном государственном образовательном стандарте в виде требований, что он должен знать, уметь и быть способен и в компетенциях, которые должны быть сформированы
Перечисленные в стандарте требования к специалисту можно разделить на три основных компонента, которые составляют суть педагогической подготовки: когнитивный, определяемый содержанием, объемом, научностью знаний; деятельностный, определяемый сформированностью таких основных общепедагогических умений, как аналитико-диагностических, конструктивно-организаторских, прогностических, коммуникативных и рефлексивных; личностный, определяемый системой профессионально значимых личностных качеств (эмпатии, толерантности), системой профессиональных ценностей. Три выделенных компонента требований к специалисту соответствуют основным компонентам педагогической деятельности.
Когнитивный компонент включает в себя необходимые для профессиональной деятельности педагога знания. Причем как знания общепедагогические, так и специальные предметные. Специальные предметные знания определяются спецификой конкретной дисциплины. В общепедагогические знания входят: дидактические знания (о методах, средствах, формах и способах обучения), знания о способах педагогической коммуникации, знания психофизиологических особенностей учащихся и о способах их диагностики (психология личности, психология группы), о способах самопознания, представление о перспективных задачах обучения и воспитания. Качественная когнитивная база является для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития.
Уровни профессиональной компетентности
и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...
Разработка банка творческих проектов
Для обеспечения методики проведения элективного курса «Компьютерное моделирование и изготовление изделий на станках с ЧПУ», необходимо выбрать творческий проект. В этом вопросе мы ограничены лишь собственной фантазией и техническими возможностями станка с ЧПУ. Мы не будем рассматривать сложные изде ...
Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся
старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. П ...