Подготовка будущих педагогов профессионального обучения включает в себя различные этапы и формы учебной-воспитательной деятельности. Одним из таких этапов является возможность получить первый реальный опыт педагогической деятельности ещё в процессе подготовки специалистов. Формой данного этапа подготовки является педагогическая практика, осуществляемая на базе реальных учебных заведений СПО, НПО.
Первый педагогический опыт в форме педагогической практики играет ярко выраженную системообразующую роль в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения. Деятельность студента-практиканта в образовательном учреждении требует от него применения на практике одновременно всех полученных в ВУЗе педагогических знаний, умений и навыков, проявления способностей и качеств личности. Поэтому педагогическая практика способствует:
во-первых, выявлению «слабых мест» в подготовке студента – будущего педагога профессионального обучения, на что будут указывать затруднения, возникающие у практиканта в той или иной области педагогической деятельности;
во-вторых, значительному повышению уровня профессиональной педагогической подготовленности через интенсивную актуализацию имеющихся педагогических знаний, умений, навыков, способностей и качеств [20].
Следовательно, к моменту выхода на педагогическую практику студент уже должен быть готов полноценно осуществлять педагогическую деятельность на базовом уровне. Базовый уровень подготовленности педагога к профессиональной деятельности определен в различных источниках: как в научных трудах различных авторов, так и в нормативных документах системы образования, в частности – в ФГОСе. Рассмотрим данные критерии готовности педагога к деятельности, чтобы составить портрет педагога, которому должен соответствовать выпускник и к которому должен стремиться студент, выходящий на педагогическую практику.
Начнем с анализа нормативных документов. Разработка профессионального портрета (модели) ведется на основе государственных квалификационных требований к выпускникам соответствующего уровня, ступени образования, по направлениям подготовки и специальностям. Требования к уровню подготовленности выпускника профессионально-педагогической специальности определены в федеральном государственном образовательном стандарте в виде требований, что он должен знать, уметь и быть способен и в компетенциях, которые должны быть сформированы
Перечисленные в стандарте требования к специалисту можно разделить на три основных компонента, которые составляют суть педагогической подготовки: когнитивный, определяемый содержанием, объемом, научностью знаний; деятельностный, определяемый сформированностью таких основных общепедагогических умений, как аналитико-диагностических, конструктивно-организаторских, прогностических, коммуникативных и рефлексивных; личностный, определяемый системой профессионально значимых личностных качеств (эмпатии, толерантности), системой профессиональных ценностей. Три выделенных компонента требований к специалисту соответствуют основным компонентам педагогической деятельности.
Когнитивный компонент включает в себя необходимые для профессиональной деятельности педагога знания. Причем как знания общепедагогические, так и специальные предметные. Специальные предметные знания определяются спецификой конкретной дисциплины. В общепедагогические знания входят: дидактические знания (о методах, средствах, формах и способах обучения), знания о способах педагогической коммуникации, знания психофизиологических особенностей учащихся и о способах их диагностики (психология личности, психология группы), о способах самопознания, представление о перспективных задачах обучения и воспитания. Качественная когнитивная база является для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития.
Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках
английского языка
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучени ...
Особенности наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
К шести-семи годам у детей на основе практического и наглядно- чувственного опыта начинается формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Взрослым важно помнить, что все виды мышления тесно связаны друг с другом, ведь при решении любых школ ...
Собственническая установка
Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собс ...