Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Развитие образования » Новые педагогические технологии в преподавании русского языка » Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Страница 5

Таким образом, картина облегчает формирование всех основных коммуникативных умении, предусмотренных программой, поэтому является необходимым компонентом методической системы развития связной речи, важнейшим средством реализации этой системы.

Раздаточный изобразительный материал

В отличие от демонстрационных таблиц и картин, облегчающих организацию фронтальных (коллективных) наблюдений и обсуждений, раздаточный материал предназначается для самостоятельной (индивидуальной) работы и используется на исполнительном этапе формирования навыков.

Напомним, что рисунок может служить для комментирования значения слов и фразеологических оборотов и как стимул, облегчающий самостоятельное употребление различных языковых единиц. Обе эти функции рисунка успешно реализованы в учебниках, причем изобразительный комментарий используется в основном при изучении лексических тем.

Стимулирующая функция рисунков использована в учебниках при работе над самыми различными программными темами. Причем рисунок служит стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных высказываний (текстов).

По сравнению с учебником раздаточный изобразительный материал расширяет возможности для реализации основных функций рисунка. Прежде всего, карточки позволяют предусмотреть большую вариативность рисунков по одной и той же теме.

Карточки с рисунками целесообразны прежде всего для работы по лексике, составу слова, так как именно эти разделы программы позволяют использовать рисунок как изобразительный комментарий к значению слова.

Раздаточный изобразительный материал оправдан и по таким орфографическим темам, которые тоже связаны с семантикой слова и даже предполагают использование цветных изображений. Карточки с рисунками могут быть полезны и для закрепления пунктуационных навыков.

Таким образом, рассмотренные печатные средства – таблицы, демонстрационные карточки, картины, раздаточный изобразительный материал – являются средствами реализации принципа наглядности в преподавании русского языка. Заложенные в них возможности способствуют активизации познавательной деятельности, развитию речи учащихся. Таблицы, например, облегчают сопоставление и противопоставление сравниваемых языковых явлений. Речевые таблицы облегчают осмысленное запоминание. Картина в современной методике развития речи справедливо рассматривается как средство формирования такого коммуникативного умения, как собирание материала к высказыванию. При этом необходима продуманная методика использования данных средств. Одно из условий – правильное определение этапа включения печатных средств наглядности в урок, их места в учебном процессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...

Виды межпредметных связей в содержании обучения математики
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи математики с физикой, химией) и межцикловые (связи математики с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных с ...

Организационно-методические основы учебного процесса
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru