Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Развитие образования » Новые педагогические технологии в преподавании русского языка » Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Страница 3

К моменту изучения данного правила четвероклассники владеют навыком членения слова на морфемы. Поэтому есть основания утверждать, что представленная на таблице модель орфографического правила доступна учащимся, обладает свойством простоты.

Рисунок 1

В чем преимущество данной таблицы перед обычной? Во-первых, таблица выделяет главное, основное в изучаемом правиле (морфемы, в которых встречается чередование гласных, условия, от которых зависит выбор, правильного написания), облегчает понимание орфографической закономерности, что очень важно, с точки зрения сознательного формирования навыков. Во-вторых, таблица помогает запомнить те корни, для которых характерно чередование е — и, и предупреждает ошибки типа залечь — «залигать», вызванные неправомерным перенесением изученного правила на слова, не относящиеся к данной орфограмме. В-третьих, она позволяет максимально обыграть каждый корень, охватить гораздо более широкий круг слов, чем таблица, содержащая конкретные написания. Таким образом, данная таблица облегчает понимание, применение и запоминание правила.

Этот пример убеждает в том, что для передачи модели того или иного орфографического правила удобны и правомерны таблицы-схемы.

Схемы являются основным средством моделирования синтаксических конструкций; по сравнению со словесным описанием они гораздо более ярко, выпукло передают особенности этих конструкций, их строение, соотношение составных частей. Моделирование языковых явлений полезно и для раскрытия лексических понятий. Так, с помощью схемы можно пояснить соотношение слова и понятия, для обозначения которого оно служит, на таблицах, посвященных синонимам (рис. 2).

Таким образом, таблицы-схемы могут найти широкое применение при изучении различных разделов курса русского языка. Эти средства обучения позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся, что очень важно, особенно при изучении грамматики.

Рисунок 2

На таблицах по лексике и составу слова, кроме схем, уместны лаконичные рисунки, поясняющие значение слов или отдельных морфем (рис. 3).

Рисунок 3

В отличие от языковых, речевые таблицы, как правило, являются словарными. На конкретном языковом материале полезно строить таблицы по грамматике (например, призванные облегчить запоминание парадигмы разноспрягаемых глаголов, образование и употребление других трудных грамматических форм), по пунктуации (например, поясняющие постановку знаков препинания в сложном многочленном предложении при стечении союзов).

Речевые таблицы призваны облегчить осмысленное запоминание, поэтому при построении и оформлении их необходимо предусмотреть приемы, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность школьников.

Например, рисунки в сочетании с дополнительным цветом помогают разграничить взаимосмешиваемые формы собирательного числительного оба (обе), предупредить распространенные ошибки в образовании и употреблении этих форм (рис. 4).

Рисунок 4

Демонстрационные карточки

Кроме готовых, статичных таблиц, позволяющих сразу ввести определенную информацию, в преподавании русского языка большое распространение получили динамичные, подвижные пособия. Их основное преимущество — подача материала по частям, небольшими порциями, возможность видоизменять содержание таблицы, заменять одни элементы другими. Эти особенности динамичных таблиц могут быть полезны не только при объяснении, но и закреплении материала, поскольку облегчают понимание и запоминание его. Таким образом, динамичные пособия могут выполнять функции речевых таблиц. Этой задаче отвечают демонстрационные карточки с отдельными словами, из которых на наборном полотне или специальном стенде монтируются подвижные таблицы (Рис. 5).

Страницы: 1 2 3 4 5

Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста
Анализ педагогической ситуации: Апробация способов формирования познавательного интереса осуществлялась на 8-х классах общеобразовательной школы №99 г. Красноярска в течение 4 -х недель непрерывной педагогической практики. Учитывая, что урок музыки по расписанию предполагает одно занятие в неделю, ...

Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения
Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских. Соответственно мы ставили следующие задачи: 1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты урок ...

Виды работ используемые для совершенствования разговорной речи глухих первоклассников
Исходя из психологического аспекта, у детей приходящих в школу все же еще преобладает игровая деятельность. Им нравится играть, нравится все яркое, красочное, необычное. Чтобы у них не пропадал интерес, им нужно постоянно преподносить что-то новое; порой даже одно и тоже слово, словосочетание, фраз ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru