К моменту изучения данного правила четвероклассники владеют навыком членения слова на морфемы. Поэтому есть основания утверждать, что представленная на таблице модель орфографического правила доступна учащимся, обладает свойством простоты.
Рисунок 1
В чем преимущество данной таблицы перед обычной? Во-первых, таблица выделяет главное, основное в изучаемом правиле (морфемы, в которых встречается чередование гласных, условия, от которых зависит выбор, правильного написания), облегчает понимание орфографической закономерности, что очень важно, с точки зрения сознательного формирования навыков. Во-вторых, таблица помогает запомнить те корни, для которых характерно чередование е — и, и предупреждает ошибки типа залечь — «залигать», вызванные неправомерным перенесением изученного правила на слова, не относящиеся к данной орфограмме. В-третьих, она позволяет максимально обыграть каждый корень, охватить гораздо более широкий круг слов, чем таблица, содержащая конкретные написания. Таким образом, данная таблица облегчает понимание, применение и запоминание правила.
Этот пример убеждает в том, что для передачи модели того или иного орфографического правила удобны и правомерны таблицы-схемы.
Схемы являются основным средством моделирования синтаксических конструкций; по сравнению со словесным описанием они гораздо более ярко, выпукло передают особенности этих конструкций, их строение, соотношение составных частей. Моделирование языковых явлений полезно и для раскрытия лексических понятий. Так, с помощью схемы можно пояснить соотношение слова и понятия, для обозначения которого оно служит, на таблицах, посвященных синонимам (рис. 2).
Таким образом, таблицы-схемы могут найти широкое применение при изучении различных разделов курса русского языка. Эти средства обучения позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся, что очень важно, особенно при изучении грамматики.
Рисунок 2
На таблицах по лексике и составу слова, кроме схем, уместны лаконичные рисунки, поясняющие значение слов или отдельных морфем (рис. 3).
Рисунок 3
В отличие от языковых, речевые таблицы, как правило, являются словарными. На конкретном языковом материале полезно строить таблицы по грамматике (например, призванные облегчить запоминание парадигмы разноспрягаемых глаголов, образование и употребление других трудных грамматических форм), по пунктуации (например, поясняющие постановку знаков препинания в сложном многочленном предложении при стечении союзов).
Речевые таблицы призваны облегчить осмысленное запоминание, поэтому при построении и оформлении их необходимо предусмотреть приемы, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность школьников.
Например, рисунки в сочетании с дополнительным цветом помогают разграничить взаимосмешиваемые формы собирательного числительного оба (обе), предупредить распространенные ошибки в образовании и употреблении этих форм (рис. 4).
Рисунок 4
Демонстрационные карточки
Кроме готовых, статичных таблиц, позволяющих сразу ввести определенную информацию, в преподавании русского языка большое распространение получили динамичные, подвижные пособия. Их основное преимущество — подача материала по частям, небольшими порциями, возможность видоизменять содержание таблицы, заменять одни элементы другими. Эти особенности динамичных таблиц могут быть полезны не только при объяснении, но и закреплении материала, поскольку облегчают понимание и запоминание его. Таким образом, динамичные пособия могут выполнять функции речевых таблиц. Этой задаче отвечают демонстрационные карточки с отдельными словами, из которых на наборном полотне или специальном стенде монтируются подвижные таблицы (Рис. 5).
Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам социального педагога обусловлены особенностями его работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации, необходимостью у него завоевать доверие и расположить к себе всех её членов. Для этого он должен обладать такими профессионально ...
Реальные проблемы географического содержания
Несмотря на то, что решение многих реальных проблемных задач требует применения умений, понятий и знаний процессов из других учебных предметов, существуют проблемы и сугубо географического характера. Возникнув на уроках географии, они могут перерасти в географическое исследование. Их появлению спос ...
Экологическое воздействие выбросов химических
производств
Загрязнение окружающей среды отходами химической промышленности достигает в настоящее время больших размеров. Достижения человеческого разума, обусловившие возникновение научно-технической революции, стали одновременно причиной коренного изменения экологии человека. Естественная среда его обитания, ...