Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Развитие образования » Новые педагогические технологии в преподавании русского языка » Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Страница 2

Итак, для реализации принципа наглядности нужны разнообразные средства обучения. Они различаются:

по характеру использованного, в них материала (словесный и изобразительный; конкретные языковые единицы и схематический показ их);

по видам восприятия (зрительное, слуховое, зрительно-слуховое), на которые рассчитан этот материал;

по способам подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без нее — традиционным путем; в статике или динамике: готовые таблицы и материал для их составления; картина, диакадр и кинолента);

- по организационным формам работы с ним (фронтальная, на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного изобразительного материала).

Рассмотрим подробнее печатные средства реализации принципа наглядности.

В данную группу пособий входят: таблицы, карточки для составления таблиц, картины, раздаточный изобразительный материал.

Таблицы

Таблицы — наиболее распространенный, традиционный вид печатных пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают практически не ограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления) , позволяют работать в незатемненном помещении.

B отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его, раскрытие тех отношений противопоставленности, которые свойственны языку. Именно поэтому «вся работа по языку и правописанию может опираться на аналогию и противопоставление».

Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирование навыков (прежде всего орфографических и пунктуационных).

Как известно, в формировании навыка психологи выделяют ориентировочную и исполнительную части. Главная дидактическая функция демонстрационных таблиц состоит в том, что они призваны вооружить ученика ориентирами для применения правила, должны создать ориентировочную основу действия.

Но данную функцию могут выполнять и другие средства обучения, рассчитанные на зрительное восприятие (например, таблицы учебника, транспаранты). Поэтому для демонстрационных таблиц оправданны темы, которые изучаются в течение длительного времени или облегчают возвращение к ранее пройденному, систематизацию изученного, причем темы, предполагающие сравнение сходных в чем-либо явлений, например: «Правописание о—е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных», «Правописание мягкого знака после шипящих», «Правописание не с глаголами, причастиями, деепричастиями», «Правописание не с существительными, прилагательными и наречиями», «Способы словообразования в русском языке», «Самостоятельные части речи» и др.

Демонстрационные таблицы целесообразно разграничить по назначению на языковые и речевые.

Языковые таблицы призваны облегчить понимание изучаемых правил, определений, понятий, норм русского литературного языка; задача речевых таблиц – облегчить запоминание конкретного языкового материала, употребление которого вызывает наибольшие трудности при усвоении норм русского литературного языка.

Основная задача языковых таблиц раскрыть определенную закономерность, дать своеобразную модель правила, определения. Это назначение соответствует тому новому пониманию наглядности, которое утверждается в современной дидактике, и позволяет рассматривать таблицы как средство формирования не только представлений, но и понятий.

Поясним сущность и правомерность нового подхода применительно к русскому языку. Орфографическая тема «Правописание чередующихся е — и в корне» может быть раскрыта по-разному. Традиционно построенная таблица обычно содержит слова с данной орфограммой; каждый из корней с чередованием е — и иллюстрируется примером.

Другой подход к раскрытию указанной орфографической темы предполагает, что на таблице даются только корни, для которых характерно чередование е — и, суффикс а (существенные признаки изучаемого правила) и раскрываются условия выбора правильного написания. Один из возможных вариантов лаконичного пояснения данной орфографической закономерности: для корневой гласной и суффикса а используется один и тот же дополнительный цвет, суффикс выделяется специальным значком. Таблица приобретает следующий вид (рис.1).

Страницы: 1 2 3 4 5

Производство извести как пример первоначального изучения химического производства в VIII классе
На специальном уроке в VIII классе учитель даёт учащимся первоначальное представление о применении химии в производстве и знакомит их с элементами техники этого производства. Учитель начинает с характеристики продукта производства – с извести. Напоминает учащимся, что с известью они уже, знакомы, т ...

Эмоции и познавательные психические процессы
Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов. Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого ...

Развитие ребёнка в возрасте 1-2 года
На втором году жизни малыша действия с предметами, которыми он овладел на первом году, приобретают куда большую координацию: ребенок лучше управляется с составными игрушками, вложенными друг в друга, с кубиками, более осознанно справляется с вилкой и ложкой, а также активно пытается подражать изобр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru