Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Постиндустриальный этап развития общества характеризуется все более интенсивным процессом глобализации. Его главным положительным аспектом является то, что человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни людей. За преимущественное обладание этими возможностями ведется жесткая конкурентная борьба среди отдельных государств. Их конкурентоспособность тесно связана с темпом развития науки и уровнем деятельности научной элиты, подготовка которой постоянно находится в центре внимания правительств [Кандерова 2005: 13].

Сегодня происходит замена рутинного труда творческим, т.е. современному обществу не нужны люди, работающие по шаблону, привыкшие к стереотипам в трудовой деятельности, готовые жить по установленным «сверху» рецептам. Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс.

В современном мире новые знания становятся элементом общественного достояния, богатством нации, а развитие интеллектуального потенциала людей – приоритетной государственной задачей.

К сожалению, Россия пока не преуспела в борьбе за лидерство в мировой экономике. Но мы поняли, что преодолевать отставание в экономическом развитии за счет увеличения добычи и экспорта нефти, ресурсы которой уже на грани истощения, экономически не выгодно. Мировой банк развития установил, что вложение капитала страны в недра Земли приносит 16% дохода, в создание машин и станков – 20%, а вклад в человека дает прибыль в 64%. Следовательно, инвестировать государственные финансы в потенциальных авторов научных открытий, одаренных людей будет наиболее рентабельно.

В социальном отношении талант сегодня ценится на вес золота. Это диктует потребность в создании условий для качественного обновления содержания образования и образовательных технологий [Карецкая 2001: 3]. Мы должны не только выявлять одаренность, но и развивать творческие способности каждого ребенка. Ведь масштабный поиск новых знаний и введение их в научный и производственный оборот становится одним из приоритетных направлений в деятельности человека. Чем активнее ведется исследование, тем больше новых знаний оно приносит, тем быстрее развивается страна.

В связи с этим, все чаще и чаще возникает потребность в пополнении группы «эмбриональной элиты» в слоях научного сообщества, к которой принадлежат наиболее талантливые студенты, аспиранты и молодые докторанты [Ракитов 1996: 23], люди, умеющие разрабатывать и реализовывать проекты и делать это эффективно.

Возобновление и подготовка высших слоев научной элиты возможны при раннем приобщении школьников и студентов младших курсов, которые уже проявили определенные способности, умения, знания, творческие качества личности необходимые для успешной исследовательской деятельности.

В настоящее время отсутствует преемственная система подготовки к научно-исследовательской деятельности специалиста-исследователя в высшей школе, профильной школе, которая позволила бы выявлять одаренных учащихся и студентов и развивать их способности; наблюдается игнорирование поступательного развития творческого потенциала личности применительно к школьной практике, к процессу образования в вузе. Хотя именно решение этой важной проблемы может действительно способствовать формированию качеств творческой личности, способной реализоваться в творческой деятельности [Кандерова 2005: 14].

Во многих странах Западной Европы и в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.

В одном из положений рекомендаций 1248 Парламентской Ассамблеи Совета Европы, посвященном образованию одаренных детей, сказано, что ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы, означает транжирить человеческие ресурсы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая программа
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Назначение программы: Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межли ...

Развитие советской системы специального образования
Главная задача советской власти — "перековка" неблагополучных детей в полезных граждан. В 1917—1918гг. было обнародовано около 30 правительственных документов, на основании которых: Церковь отделялась от школы; запрещалась благотворительная деятельность; упразднялись все благотворительные ...

Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов
Проблема контроля образовательных достижений учащихся, вовсе не новая для школы, в настоящее время приобретает особую актуальность. В известной мере это связано с процессами демократизации в системе общего образования. Сосуществование в нашей стране различных по уровню и профилю типов школ, работаю ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru