Высокий уровень подготовленности выпускника-педагога по приведенным требованиям является предпосылкой к достижению профессионализма, а следовательно – к низкому уровню предрасположенности к профессиональной деформации. Вместе с тем педагогическая практика сама по себе – её содержание, организация – может содержать в себе факторы активизирующие предпосылки к профессионально-педагогическим деформациям.
В связи с этим целесообразно рассмотреть место первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Это позволит понять роль педагогической практики как условие формирования предпосылок к педагогическим деформациям.
Педагогическая практика у студентов ИП ИППС СФУ, как любая деятельность, придерживается своей цели – закрепить педагогические знания, получить умения и навыки учебной и воспитательной деятельности.
Виды работ, которые необходимо реализовать в течение педагогической практики:
учебно-методическая
изучение педагогической документации и нормативных документов;
знакомство с педагогическим опытом ведущих преподавателей учебного заведения;
разработка средств обучения (в т.ч. компьютерных);
подготовка и проведение учебных занятий;
подробная методическая разработка и проведение открытого урока;
посещение и рефлексия уроков однокурсников, проходящих педагогическую практику в других образовательных учреждениях;
воспитательная
осуществление классного руководства;
психолого-педагогический анализ курируемой учебной группы;
подготовка и проведение не менее двух классных часов;
организация воспитательного мероприятия;
выявление и решение педагогических ситуаций.
После того, как студент согласовал место прохождения педагогической практики с заведующим кафедры и получил от него направление на практику, он приступает к ее реализации.
Во время педагогической практики студент должен находиться на рабочем месте в течение рабочего дня (не менее 5 часов) каждый день, выполняя все запланированные виды работ.
Текущий контроль за реализацией студентами программы педагогический практики осуществляют консультанты по учебно-методической и воспитательной работе из числа преподавателей руководящей кафедры, а также заведующий кафедрой как ответственный руководитель по практике, контролирующий исполнение регламента педагогической практики.
В течение первых трех недель практики студент должен не менее двух раз посетить консультации по каждому из видов работ (учебно-методической, воспитательной).
Первая неделя практики является пассивной. Студент-практикант закрепляется за определенной учебной группой в качестве классного руководителя (помощника классного руководителя; помощника мастера) и посещает с данной группой учебные занятия по расписанию. Практикант знакомится с курируемой группой, с особенностями учебного заведения, выстраивает взаимоотношения с преподавателями и мастером группы.
Целесообразно соблюсти единство классного руководства и преподавания в одной и той же группе. Параллельно вести вверенную ему дисциплину студент может и в других учебных группах.
Кроме того, в течение пассивной педагогической практики студент-практикант должен познакомиться с педагогической документацией с целью получения информации о программе дисциплины, закрепленной за студентом, требованиях, методах и стиле работы основного преподавателя по данной дисциплине.
Одно из занятий должно быть представлено в качестве открытого урока. Во второй половине педагогической практики (3-4-я недели) студент-практикант по мере готовности назначает и представляет открытый урок.
Согласно программе практики в рамках воспитательной работы студентом-практикантом должно быть проведено не менее двух классных часов. Тематика классных часов подбирается исходя из плана классных часов учебного заведения, либо из явно проявившихся проблем воспитательного характера в учебной группе. Желательно, чтобы один из классных часов был направлен на формирование профессиональной направленности обучающихся.
В течение педагогической практики каждый студент-практикант должен посетить и осуществить рефлексивный анализ не менее трех занятий своих сокурсников, проходящих педагогическую практику в других учебных заведениях. Это необходимо с целью обмена опытом, получения лучшего представления о своих недостатках и преимуществах в реализации педагогической практики.
Этапы становления технологического образования в
России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...
Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших
дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...
Методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в
системе гражданского воспитания школьников
гражданский воспитание межкультурный коммуникация Гражданское воспитание подростков, основанное на формировании межкультурной коммуникации, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мир ...