Социально-педагогический потенциал детского досуга

Страница 7

Таким образом, можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.

Технология воспитательной работы основного периода смены включает мероприятия, игры, дела, обеспечивающие осознание и выполнение системы социальных ролей, способствующих формированию гражданственности - интегрального качества, характеризующего ее взаимоотношения с временными или постоянными микроколлективами, инициативными творческими группами, вожатыми, советами, администрацией лагеря и представителями других общественных организаций.

Формы воспитательной работы основного периода смены можно распределить по направлениям деятельности:

1) Формирование гражданственности и национального самосознания.

Турпоход по местам боевой славы. Конкурс политической песни. Конкурс рисунков на асфальте «Нам этот мир завещано беречь». Вечерний огонек «Национальные традиции в моей семье». Купалле и др.

2) Нравственно-эстетическое воспитание.

Конкурс-шоу: «Мисс лагеря», «Мистер лагеря», конкурс актерского мастерства. КВН и др. Викторина «Что? Где? Когда?» и др. Рыцарский турнир. Дискотечные программы. Фестивали. Лесной карнавал и др.

3) Экологическое воспитание.

Праздник Берендея. Праздник русской березки. Турнир знатоков природы. Конкурс по сбору лекарственного сырья. Фестиваль рисованных фильмов: «Земля – наш дом» и др.

4) Спортивно-оздоровительное воспитание.

День Нептуна. Спортивные эстафеты. Турпоход. Военно-спортивная игра: «Зарница». Малые олимпийские игры. Подвижные игры. Конкурс юных рыболовов и др.

5) Трудовое воспитание.

Конкурс поделок из природного материала. Трудовые операции по наведению чистоты и благоустройству лагеря. Трудовой десант. Помощь близлежащим колхозам в уборке урожая и др.

Заключительный период смены (последние 3 — 4 дня смены) — время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни.

Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало чрезвычайных проишествий, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

— групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

— оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

— создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

— стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

— организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

— диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный «огонек», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутриотрядный уровень).

Постлагерный период (срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов. Цель педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития твор ...

Методические аспекты использования игры в обучении лексике
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра - особо организованное занятие, требу ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50- ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru