Социально-педагогический потенциал детского досуга

Страница 7

Таким образом, можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.

Технология воспитательной работы основного периода смены включает мероприятия, игры, дела, обеспечивающие осознание и выполнение системы социальных ролей, способствующих формированию гражданственности - интегрального качества, характеризующего ее взаимоотношения с временными или постоянными микроколлективами, инициативными творческими группами, вожатыми, советами, администрацией лагеря и представителями других общественных организаций.

Формы воспитательной работы основного периода смены можно распределить по направлениям деятельности:

1) Формирование гражданственности и национального самосознания.

Турпоход по местам боевой славы. Конкурс политической песни. Конкурс рисунков на асфальте «Нам этот мир завещано беречь». Вечерний огонек «Национальные традиции в моей семье». Купалле и др.

2) Нравственно-эстетическое воспитание.

Конкурс-шоу: «Мисс лагеря», «Мистер лагеря», конкурс актерского мастерства. КВН и др. Викторина «Что? Где? Когда?» и др. Рыцарский турнир. Дискотечные программы. Фестивали. Лесной карнавал и др.

3) Экологическое воспитание.

Праздник Берендея. Праздник русской березки. Турнир знатоков природы. Конкурс по сбору лекарственного сырья. Фестиваль рисованных фильмов: «Земля – наш дом» и др.

4) Спортивно-оздоровительное воспитание.

День Нептуна. Спортивные эстафеты. Турпоход. Военно-спортивная игра: «Зарница». Малые олимпийские игры. Подвижные игры. Конкурс юных рыболовов и др.

5) Трудовое воспитание.

Конкурс поделок из природного материала. Трудовые операции по наведению чистоты и благоустройству лагеря. Трудовой десант. Помощь близлежащим колхозам в уборке урожая и др.

Заключительный период смены (последние 3 — 4 дня смены) — время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни.

Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало чрезвычайных проишествий, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

— групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

— оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

— создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

— стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

— организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

— диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный «огонек», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутриотрядный уровень).

Постлагерный период (срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – ...

Развитие детей в возрасте 3-4 года
Для детей с 3х лет одними из самых эффективных упражнений являются комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию тонкой моторики. Каждый комплекс рекомендуется изучать и внедрять в течение одной недели, затем включаются следующие. 1) Ладони ребёнка на столе и на счет «раз-два» выполняет ...

Методы работы с неуспеваемостью учащихся младшего школьного возраста
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru