Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации [8, с.58].
Изменение в структуре личности следует прослеживать, отталкиваясь от представления о структуре личности какой она должна быть. В литературе предложены различные структуры личности, из которых больше всего идейно нам соответствует структура личности представленая А. М. Столяренко. Личность – сложное целое, но при этом существует три основных психологических сферы во внутреннем мире личности, связанных между собой и находящихся в определенном соподчинении: сфера направленности, сфера операциональности, модуляционная сфера [9, с.118].
Сфера направленности (мотивационная, ценностно-целевая) включает в себя все внутренние побудительные силы личности и определяет направление ее активности и отношений, концентрируя психические процессы (внимание, восприятие, мышление) в определенном направлении, влияя на степень, характер и способ использования возможностей личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.
Операциональная сфера включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей. Данная сфера включает такие основные свойства личности, как способности, опыт и характер, выраженный в системе устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Большинство отношений личности, закрепленных в характере, – моральные. Мораль – система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер воплощает в себе морально- психологические особенности личности [9, с. 119].
Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживается в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. И в зависимости от того, какие психофизиологические особенности преобладают в личности, выделяют четыре общих типа темперамента, понятие о которых было введено еще в медицинской школе Гиппократа, а названия и общий смысл сохранились до наших дней и учитываются при исследованиях личности: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Данная структура личности соответствует представлению многих специалистов о том, что сфера направленности (направленность личности) является определяющей в выборе профессиональной деятельности и отвечает за здоровую профессионализацию с минимизацией деформации личности. Для успешного выполнения профессиональной деятельности можно компенсировать и доработать любые сферы личности, в то время как отсутствие направленности личности – ничем не компенсированный пробел, приводящий к низкой результативности и эффективности деятельности.
Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста
При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора содержания, которое можно определить как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности предполагает использование определенной методики отбора, включающей в ...
Организация, проведение и основные результаты контрольного этапа
эксперимента
Цель эксперимента: выявить уровень усвоения материала учащихся 2 «А» и 1 «А» классов по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», подтвердить гипотезу об эффективности серии дидактических игр для создания сознательного и прочного усвоения знаний учащимися начальных классов на уроках матема ...
Характеристика пространственного мышления как психологического контента
Одной из разновидностей образного мышления является пространственное мышление, которое, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, имеет свои специфические черты[12]. Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими обр ...