Сущность и содержание профессиональной деформации личности

Страница 2

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации [8, с.58].

Изменение в структуре личности следует прослеживать, отталкиваясь от представления о структуре личности какой она должна быть. В литературе предложены различные структуры личности, из которых больше всего идейно нам соответствует структура личности представленая А. М. Столяренко. Личность – сложное целое, но при этом существует три основных психологических сферы во внутреннем мире личности, связанных между собой и находящихся в определенном соподчинении: сфера направленности, сфера операциональности, модуляционная сфера [9, с.118].

Сфера направленности (мотивационная, ценностно-целевая) включает в себя все внутренние побудительные силы личности и определяет направление ее активности и отношений, концентрируя психические процессы (внимание, восприятие, мышление) в определенном направлении, влияя на степень, характер и способ использования возможностей личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей. Данная сфера включает такие основные свойства личности, как способности, опыт и характер, выраженный в системе устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Большинство отношений личности, закрепленных в характере, – моральные. Мораль – система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер воплощает в себе морально- психологические особенности личности [9, с. 119].

Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживается в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. И в зависимости от того, какие психофизиологические особенности преобладают в личности, выделяют четыре общих типа темперамента, понятие о которых было введено еще в медицинской школе Гиппократа, а названия и общий смысл сохранились до наших дней и учитываются при исследованиях личности: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Данная структура личности соответствует представлению многих специалистов о том, что сфера направленности (направленность личности) является определяющей в выборе профессиональной деятельности и отвечает за здоровую профессионализацию с минимизацией деформации личности. Для успешного выполнения профессиональной деятельности можно компенсировать и доработать любые сферы личности, в то время как отсутствие направленности личности – ничем не компенсированный пробел, приводящий к низкой результативности и эффективности деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Социальный-педагог является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, необщественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные дви ...

Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru