Сущность и содержание профессиональной деформации личности

Страница 3

В определениях авторов о сущности профессиональных деформаций личности педагога присутствует как сходство, так и различие. Понимание представлений авторами особенностей данного явления позволит получить полноценное представление о сущности профессиональной деформации личности.

По определению Р.М. Загайнова это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности [10, с.113]. Так же под профессиональной деформацией понимают изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности [11, с.27]. Л.М. Митина в своем учебном пособии «Психология труда и профессионального развития учителя» понимает профессиональную деформацию как когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности. [12, с.89].

В приведенных определениях присутствуют различные акценты. Так Р.М. Загайнов выделяет именно психологические изменения, негативно влияющие на осуществление деятельности, в то время как Л. М. Митина, кроме психологической дезориентации подчеркивает и когнитивное искажение, а Л. В. Мардахаев делает акцент на длительности выполнения профессиональной деятельности как на главном условии деформирования личности.

При этом, не смотря на некоторые различия, авторы едины во мнении, что любая профессиональная деятельность уже на стадии её освоения, а в дальнейшем и при выполнении, деформируют личность. И в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми, в частности, педагогов. Таким образом, с учетом всех определений получаем следующие определение профессиональной деформации - нарушение уже усвоенных способов деятельности, сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых технологий, профессий или специальностей. Именно данное определение будем считать рабочим.

Существуют различные понимания природы профессиональной деформации [13, с.5]. В концепции профессионального стресса (В.В.Бойко, В.А.Бодров, М.Буриш, Н.Е.Водопьянова, А.Б.Леонова, К.Маслач, Е.С.Старченкова, А.Широм и др.) подчеркивается роль чрезмерного и хронического напряжения в возникновении профессиональной деформации личности и она представляется как выработанные личностные механизмы защиты от производственных стрессов. Различные формы негуманного отношения к людям, выступающими объектами профессиональной деятельности, потеря желания вкладывать усилия на рабочем месте и другие негативные изменения личности складываются в целостный синдром. Главным источником стресса, приводящего к профессиональной деформации личности, выступает несоответствие между профессионально-организационными требованиями и личностными ресурсами работника.

Иная точка зрения, развивающаяся преимущественно в разных вариантах деятельностного подхода и социально-психологической теории ролей (С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.Л.Свенцицкий и др.), заключается в том, что основной механизм профессиональной деформации состоит в отождествлении человеком своего «я» с профессиональной ролью. Профессиональная роль, влияющая на сущность деятельности, обуславливает формирование специфического, заведомо ограниченного взгляда на мир. Она может приводить к развитию профессиональных акцентуаций — чрезмерно выраженных профессионально важных качеств, «жесткого ролевого поведения», утрате гибкости и т.д. Многие сторонники данного подхода считают этот процесс неизбежным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, ус ...

Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих
Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудит ...

Общая характеристика нетрадиционных форм организации деятельности на уроке
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru