Сущность и содержание профессиональной деформации личности

Страница 5

В нашей работе мы будем апеллировать только к понятию профессиональной деформации, поскольку интересующий нас этап вхождения в профессиональную деятельность не позволяет предположить изменений в личности на уровне разрушения, а лишь на уровне искажения и предпосылок к этому.

Содержательно профессиональная деформация личности представлена множеством видов деформаций, которые могут быть как общими для всех профессий, так и специфическими, свойственными для определенного вида профессий. Перечислить все профессиональные деформации, выделяемые специалистами в различных областях, весьма сложно, но в ряде научных источников предложены классификации, в соответствии с которыми всё множество выделяемых деформаций может быть структурировано.

Предпочтительной, на наш взгляд, является классификация профессиональных деформаций, предложенная Э. Ф. Зеером, так как она представляет собой наиболее развернутую концепцию профессиональных деформаций, раскрывающую их содержание и специфику. Кроме того данная классификация составлена конкретно для профессий социономического типа, представители которых постоянно взаимодействуют с людьми (врачи, педагоги, милиционеры, руководители разного уровня и т.д.) [14, с.126].

В классификации профессиональных деформаций Э.Ф. Зеера выделены следующие:

Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката- профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации- деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям.

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций.

Итак, в предложенной концепции профессиональных деформаций существенной характеристикой взглядов Э.Ф. Зеера на природу деформаций является то, что он рассматривает их как естественный результат процесса профессионального развития, как одну из сторон данного процесса.

Другую классификацию профессиональных деформаций предлагают исследователи Филонов Л.Б., Свинцов О.Н., Соколов И.И. выделяют следующие виды профессиональной деформации [15,с.7]:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников
Для исследования мотивации учения была использована анкета Н.Г. Лускановой. Цель: определение уровня школьной мотивации. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. ...

Методы работы с неуспеваемостью учащихся младшего школьного возраста
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...

Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении
Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, со ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru