Сущность и содержание профессиональной деформации личности

Страница 5

В нашей работе мы будем апеллировать только к понятию профессиональной деформации, поскольку интересующий нас этап вхождения в профессиональную деятельность не позволяет предположить изменений в личности на уровне разрушения, а лишь на уровне искажения и предпосылок к этому.

Содержательно профессиональная деформация личности представлена множеством видов деформаций, которые могут быть как общими для всех профессий, так и специфическими, свойственными для определенного вида профессий. Перечислить все профессиональные деформации, выделяемые специалистами в различных областях, весьма сложно, но в ряде научных источников предложены классификации, в соответствии с которыми всё множество выделяемых деформаций может быть структурировано.

Предпочтительной, на наш взгляд, является классификация профессиональных деформаций, предложенная Э. Ф. Зеером, так как она представляет собой наиболее развернутую концепцию профессиональных деформаций, раскрывающую их содержание и специфику. Кроме того данная классификация составлена конкретно для профессий социономического типа, представители которых постоянно взаимодействуют с людьми (врачи, педагоги, милиционеры, руководители разного уровня и т.д.) [14, с.126].

В классификации профессиональных деформаций Э.Ф. Зеера выделены следующие:

Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката- профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации- деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям.

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций.

Итак, в предложенной концепции профессиональных деформаций существенной характеристикой взглядов Э.Ф. Зеера на природу деформаций является то, что он рассматривает их как естественный результат процесса профессионального развития, как одну из сторон данного процесса.

Другую классификацию профессиональных деформаций предлагают исследователи Филонов Л.Б., Свинцов О.Н., Соколов И.И. выделяют следующие виды профессиональной деформации [15,с.7]:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Инновационные методы обучения
Модульная технология обучения - педагогическая технология, построенная по принципу модульного содержания и процесса обучения. Смыслом модульной технологии обучения является такое изменение организационных основ педагогического процесса, которое обеспечивает условия для индивидуализации и дифференци ...

Функции языка
Главные функции: Коммуникативная - орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая - как говорит Выготский Л.С. - мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове. Познавательная Кроме этого можно выделить другие частные функции языка: - сохраняющая опыт поколений и передающая его следу ...

Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Проблеме самоконтроля посвящены исследования психолога В.В.Чебышевой, так автор под самоконтролем понимает "проверку и оценку собственных действий и их результатов ., используемых механизм ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru