Должностная деформация проявляется в неограниченности властных полномочий, стремлений к подавлению воли другого человека, нетерпимости к мнению других, в отсутствии умения видеть свои ошибки.
Депривационная деформация обусловлена фрустрацией потребностей различного уровня и содержания. Осознание невозможности удовлетворить потребности способствует хроническому переживанию негативных эмоций.
Адаптивная деформация проявляется в пассивном приспособлении личности к конкретным социальным условиям в течение длительной работы в одном и том же учреждении, на одной и той же должности.
Профессиональная девиация – незначительные и не носящие ярко выраженного негативного характера изменения личностных качеств. Как правило, это явление мало влияет на успешность служебной деятельности и на характер межличностных отношений.
Профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.
Административный восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.
Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Именно этот вид профессиональной деформации чаще всего относят к педагогической деятельности, так как он имеет там безусловное и наиболее яркое проявление. В то время как административный восторг и управленческая эррозия редко проявляются в педагогической деятельности, а относятся к другим профессиям типа «человек-человек».[37, с 19]
Рассмотренные подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности, выбранная нами классификация профессиональной деформаций Э.Ф. Зеера и предпочтительная структура личности позволяют рассмотреть особенности деформации личности педагогов и предпосылок к ним.
Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников
на занятиях в ДОУ
Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. При этом Л.Г. Лысюк отмечает необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктив ...
Подготовка к изучению химических производств
В процессе изучения химических производств, как и во всей учебно-воспитательной работе школы, решающую роль играет учитель. Без достаточно полного и четкого знания учителем технологии химического производства политехническая подготовка учащихся неминуемо примет абстрактный, формальный характер. В ч ...
Определение места звука
в слове
При определении места звука в слове логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска "светофор", разделенная на три части: красная левая часть - начало слова, средняя часть желтого цвета - середина слова, правая зеленая часть полос ...