Сущность и содержание профессиональной деформации личности

Страница 6

Должностная деформация проявляется в неограниченности властных полномочий, стремлений к подавлению воли другого человека, нетерпимости к мнению других, в отсутствии умения видеть свои ошибки.

Депривационная деформация обусловлена фрустрацией потребностей различного уровня и содержания. Осознание невозможности удовлетворить потребности способствует хроническому переживанию негативных эмоций.

Адаптивная деформация проявляется в пассивном приспособлении личности к конкретным социальным условиям в течение длительной работы в одном и том же учреждении, на одной и той же должности.

Профессиональная девиация – незначительные и не носящие ярко выраженного негативного характера изменения личностных качеств. Как правило, это явление мало влияет на успешность служебной деятельности и на характер межличностных отношений.

Профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

Административный восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Именно этот вид профессиональной деформации чаще всего относят к педагогической деятельности, так как он имеет там безусловное и наиболее яркое проявление. В то время как административный восторг и управленческая эррозия редко проявляются в педагогической деятельности, а относятся к другим профессиям типа «человек-человек».[37, с 19]

Рассмотренные подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности, выбранная нами классификация профессиональной деформаций Э.Ф. Зеера и предпочтительная структура личности позволяют рассмотреть особенности деформации личности педагогов и предпосылок к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Сущность и содержание профессиональной деформации личности
Профессиональная деятельность является основным видом деятельности взрослого человека, начиная с 17-20 лет. Известно, что труд положительно влияет на психику человека, но исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профе ...

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Способы коррекции
Звук с Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с , нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук. Подобрав два слова, например Саняи Аня, ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru