Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности

Страница 1

По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и требований профессиональной деятельности. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

Нарушение объективного и целостного отражения профессиональной среды может выражаться в профессиональной дезаптации личности. Пусковым механизмом этого вида деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения, что повышает возможность неудач, отрицательных эмоций, разочарований.

В частности, неадекватное представление о психологической структуре выбираемой деятельности влияет на ее эффективность. Если у человека имеется поверхностное или неверное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями — с одной стороны, и психологическим содержанием работы — с другой [21, с. 171-172].

Другой предпосылкой неадекватного отражения личностью профессиональной действительности может стать социотехнический характер профессиональной деятельности (А. К. Маркова, С. П. Безносов, А. Реан и др.). Другими словами, содержание деятельности во многом определяется не только личными мотивами человека, но и теми социальными условиями, в которых она разворачивается. Человеку обязательно приходится вносить коррективы в свою деятельность в соответствии с принятыми в данном обществе ценностями и социальными нормами. Если возникающая социальная потребность противоречит нормам и ценностям личности, то в целях сохранения самооценки и устранения внутреннего конфликта она может осознаваться в измененной форме или вовсе подавляться. Подавленная или измененная потребность тем не менее продолжает свое существование и требует своего удовлетворения. Это приводит к тому, что, оставаясь на заднем плане деятельности, эта потребность незаметно для самого субъекта вносит свои искажающие коррективы и в процесс анализа ситуации, и в извлечение информации из памяти, и в принятие решения и планирование действий, и в оценку достигнутого результата [22, с. 185].

Большую роль в становлении профессионала играет его мотивация деятельности. Отклонения в мотивационной сфере оказывают прямое негативное влияние на структуру качеств личности педагога в области педагогической направленности, а также на саму профессиональную деятельность, поскольку мотив является неотъемлемым элементом структуры деятельности. Так А. К. Маркова указывает, что предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. К ним относятся как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, – так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. [22, с.107] Е. П. Ильин пишет о значимости преобладания внешней или внутренней мотивации. Преобладание внешней мотивации превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею [23, с. 47].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Виды мышления
Б.М. Теплов представил классификацию видов мышления в следующем виде: Теоретическое: понятийное, образное; Практическое: наглядно-образное, наглядно-понятийное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с прак ...

Экономические основы специального образования
Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования: • указ князя Владимира (996) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен; • в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься п ...

Типы билингвального обучения
Тип БО Цель Язык обучения Вид куррикулума Политичес-кий и социо-культурный контекст (средовый фактор) Аккультурационный Вытесняю-щий Аккультурация, врастание этнических меньшинств Второй (госу-дарственный, официальный, иностранный) Иммерсия, переходная программа Естественная Сох-раня-ющий в домини- ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru