По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и требований профессиональной деятельности. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
Нарушение объективного и целостного отражения профессиональной среды может выражаться в профессиональной дезаптации личности. Пусковым механизмом этого вида деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения, что повышает возможность неудач, отрицательных эмоций, разочарований.
В частности, неадекватное представление о психологической структуре выбираемой деятельности влияет на ее эффективность. Если у человека имеется поверхностное или неверное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями — с одной стороны, и психологическим содержанием работы — с другой [21, с. 171-172].
Другой предпосылкой неадекватного отражения личностью профессиональной действительности может стать социотехнический характер профессиональной деятельности (А. К. Маркова, С. П. Безносов, А. Реан и др.). Другими словами, содержание деятельности во многом определяется не только личными мотивами человека, но и теми социальными условиями, в которых она разворачивается. Человеку обязательно приходится вносить коррективы в свою деятельность в соответствии с принятыми в данном обществе ценностями и социальными нормами. Если возникающая социальная потребность противоречит нормам и ценностям личности, то в целях сохранения самооценки и устранения внутреннего конфликта она может осознаваться в измененной форме или вовсе подавляться. Подавленная или измененная потребность тем не менее продолжает свое существование и требует своего удовлетворения. Это приводит к тому, что, оставаясь на заднем плане деятельности, эта потребность незаметно для самого субъекта вносит свои искажающие коррективы и в процесс анализа ситуации, и в извлечение информации из памяти, и в принятие решения и планирование действий, и в оценку достигнутого результата [22, с. 185].
Большую роль в становлении профессионала играет его мотивация деятельности. Отклонения в мотивационной сфере оказывают прямое негативное влияние на структуру качеств личности педагога в области педагогической направленности, а также на саму профессиональную деятельность, поскольку мотив является неотъемлемым элементом структуры деятельности. Так А. К. Маркова указывает, что предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. К ним относятся как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, – так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. [22, с.107] Е. П. Ильин пишет о значимости преобладания внешней или внутренней мотивации. Преобладание внешней мотивации превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею [23, с. 47].
Медицинские аспекты полового воспитания
Рассмотрим вопрос о сохранении здоровья граждан. Здоровье — одна из главных ценностей человека, и его сохранение — важная общественная задача. Здесь мы касаемся лишь тех моментов сохранения здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию. Прежде всего — это профилактика вен ...
Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой
деятельности
В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотр ...
Дистанционное обучение
По мнению многих специалистов, технологией будущего можно назвать дистанционное (дистантное) обучение, позволяющее получить образование тем, кто живет вдалеке от учебных заведений, у кого есть ограничения в передвижении по состоянию здоровья, кто хочет эффективно использовать учебное время за счет ...