Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности

Страница 2

Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности и проблемы делового общения приводят, как отмечает Н. В. Самоукина, к эмоциональному и коммуникативному стрессам, что проявляется в повышенной раздражительности, перевозбуждении, тревожности, нервных срывах [24, с. 116]. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Пребывание в подобном состоянии может провоцировать обращение личности к различным формам психологической защиты (отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение), что обеспечит временное облегчение, но при этом процесс негативных изменений в личности перейдет на более глубокий уровень.

С. П. Безносов, раскрывая предпосылки профессиональной деформации личности через деятельностный и индивидуальный подходы, подчеркивает значимость психического акта целеполагания как важного фактора эффективности человеческого труда. [7, с.109] Мы согласны с автором в том, что определение субъектом цели собственной деятельности накладывает большой отпечаток на весь дальнейший процесс ее осуществления. Неверное понимание итоговой цели деятельности, неумение сформулировать промежуточные цели, нарушение иерархии целей из-за противоречия в их профессиональной и субъективной значимости и т. д. – все это неизменно приводит к профессиональной деформации.

Феноменологический подход присутствует в работах многих авторов (Г. В. Суходольского, Е. А. Климова, Г. П. Щедровицкого, Р. М. Грановской, С. В. Кондратьевой и др.). Изначальная позиция, от которой отталкиваются авторы работ с феноменологическим подходом, – это разделение труда как общий фактор профессиональной деформации. «Продолжающаяся и углубляющаяся дифференциация профессионального труда и, соответственно, обслуживающих его многочисленных наук с их специфическими предметами, методическими инструментариями и «собственными» идеологиями, методологиями и мировоззрениями является мощным фактором не только формирования личности, но и в ряде случаев деформирования ее» [7, с.56].

Авторы усматривают два основных направления деформирования личности под воздействием специализации: во-первых, закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Во-вторых, профпривычки, полезные в работе, переносятся на дружеское и семейное общение. В первом случае в процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. Становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. Таким образом, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

Во втором случае чрезмерное погружение человека в профессиональную роль приводит к тому, что человек начинает воспринимать и другие сферы жизнедеятельности через призму своей профессиональной специализации. Если ролевое взаимодействие человек распространяет на все сферы, то его поведение становится неадекватным обстановке и общение с ним затрудняется. Проявляются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Понятие чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем п ...

Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов. Цель педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития твор ...

Анализ опыта учителей по развитию воли младших школьников
В процессе работы над проблемой было важно ознакомиться с опытом работы учителей по развитию воли у младших школьников во внеурочной деятельности. Для этого мы изучили материал в журналах «Начальная школа», «Воспитание школьников», проанализировали статьи, в которых учителя делятся своим опытом раб ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru