Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности

Страница 2

Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности и проблемы делового общения приводят, как отмечает Н. В. Самоукина, к эмоциональному и коммуникативному стрессам, что проявляется в повышенной раздражительности, перевозбуждении, тревожности, нервных срывах [24, с. 116]. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Пребывание в подобном состоянии может провоцировать обращение личности к различным формам психологической защиты (отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение), что обеспечит временное облегчение, но при этом процесс негативных изменений в личности перейдет на более глубокий уровень.

С. П. Безносов, раскрывая предпосылки профессиональной деформации личности через деятельностный и индивидуальный подходы, подчеркивает значимость психического акта целеполагания как важного фактора эффективности человеческого труда. [7, с.109] Мы согласны с автором в том, что определение субъектом цели собственной деятельности накладывает большой отпечаток на весь дальнейший процесс ее осуществления. Неверное понимание итоговой цели деятельности, неумение сформулировать промежуточные цели, нарушение иерархии целей из-за противоречия в их профессиональной и субъективной значимости и т. д. – все это неизменно приводит к профессиональной деформации.

Феноменологический подход присутствует в работах многих авторов (Г. В. Суходольского, Е. А. Климова, Г. П. Щедровицкого, Р. М. Грановской, С. В. Кондратьевой и др.). Изначальная позиция, от которой отталкиваются авторы работ с феноменологическим подходом, – это разделение труда как общий фактор профессиональной деформации. «Продолжающаяся и углубляющаяся дифференциация профессионального труда и, соответственно, обслуживающих его многочисленных наук с их специфическими предметами, методическими инструментариями и «собственными» идеологиями, методологиями и мировоззрениями является мощным фактором не только формирования личности, но и в ряде случаев деформирования ее» [7, с.56].

Авторы усматривают два основных направления деформирования личности под воздействием специализации: во-первых, закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Во-вторых, профпривычки, полезные в работе, переносятся на дружеское и семейное общение. В первом случае в процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. Становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. Таким образом, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

Во втором случае чрезмерное погружение человека в профессиональную роль приводит к тому, что человек начинает воспринимать и другие сферы жизнедеятельности через призму своей профессиональной специализации. Если ролевое взаимодействие человек распространяет на все сферы, то его поведение становится неадекватным обстановке и общение с ним затрудняется. Проявляются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Стиль управления - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: - директивный стиль (а ...

Методика преподавания школьного курса информатики
Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки – методики преподавания информатики (МПИ), объектом которой является обучение информатике. К теории и методике обучения информатике нужно о ...

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru