Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности

Страница 6

Другими словами, содержание деятельности во многом определяется не только личными мотивами человека, но и теми социальными условиями, в которых она разворачивается.

Проблема профессиональных деформаций рассмотрена многими авторами, среди которых Э. Ф. Зеер, Р. М. Загайнов, Л. В. Мардахаев, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, Р.М. Грановская, С.П. Безносов и др. Анализ нескольких определений различных авторов позволил придти к выводу, что в самом общем случае профессиональная деформация - нарушение уже усвоенных способов деятельности, сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых технологий, профессий или специальностей.

Многообразие точек зрения на природу и сущность профессиональной деформации личности, является отражением сложности объекта изучения, многомерности личности (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь и др.). Различные концепции охватывают разные грани многостороннего процесса, при этом они не противоречат друг другу, а скорее дополняют, позволяя получить целостную картину природы возникновения профессиональных деформаций. Очевидно, что в педагогической деятельности деформации личности проявляются и как необходимость защиты от стресса, и как акцентуирование в результате длительного выполнения профессиональных функций и весьма актуально стоит вопрос противоречий личностных потребностей и профессиональных требований. Понимание природы явления профессиональной деформации личности позволит нам далее в работе выделить предпосылки, с которыми необходимо работать ещё на этапе подготовке специалистов, для уменьшения вероятности профессионально – педагогической деформации личности.

В нашей работе мы будем апеллировать только к понятию профессиональной деформации, поскольку интересующий нас этап вхождения в профессиональную деятельность не позволяет предположить изменений в личности на уровне разрушения, а лишь на уровне искажения и предпосылок к этому.

Анализ психологической литературы с учетом разных подходов к изучению интересующей нас проблемы позволил выявить ряд профессиональных деформаций и предрасполагающих к ним факторов. Обращает на себя внимание, на наш взгляд, что у авторов нет какой-либо общей системы деформаций. Большинство авторов, затрагивая вопрос профессиональных деформаций, пишут лишь о двух – трех, не связывая их с остальными профдеформациями. Авторы, в теории которых вопрос профессиональной деформации раскрыт подробно, как например А.К. Маркова и Э.Ф. Зеер, не противоречат друг другу, но и не дают единой целостной картины, представляя каждый свою классификацию профессиональных деформаций. В результате проведенного нами теоретического обзора данных по профессиональным деформациям, представленным в психолого-педагогической литературе, мы систематизировали все полученные данные и представили их в таблице 1. В таблицу включены профессиональные деформации, а также наиболее общие и вероятные причины их возникновения и формы проявления, рассмотренные такими авторами, как С. П. Безносов, Р. М. Грановская, Н. В. Самоукина, А. Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, А. Реан и Н. Бордовская, А.К. Маркова, Е.И. Рогов и др., и классифицированы в соответствии с типологией профессиональных деформаций Э.Ф. Зеера, по мнению которого каждая из представленных профессиональных деформаций может быть, отнесена к одному из четырех уровней: 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников конкретной профессии и прослеживающиеся у большей части работников со стажем. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими; 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии; 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности; 4) индивидуализированные деформации, обусловленные многолетним выполнением профессиональной деятельности, психологическим сращиванием личности и профессии, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций [27, с.96].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности
По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и тре ...

Сравнение альтернативной и традиционной педагогики
Педагогика традиционная Педагогика альтернативная 1. Акцент на монолог 1. Акцент на диалог 2. Учитель объясняет, рассказывает и задает наводящие вопросы 2. Учитель частично отказывается от объяснения 3. Учитель борется за активность учеников 3. Учитель остерегается, что активность учеников перераст ...

Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru