Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности

Страница 7

Таблица 1 – Профессионально-педагогические деформации.

Условия возникновения / причины

Деформации

Проявления

Общепрофессиональные (делают работников одной профессии узнаваемыми, похожими)

Многолетние выполнение профессиональной деятельности

Дидактогения,

Дидактичность,

Педагогический догматизм,

Монологизм

Выражаются в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании; формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности.

Специальные профессиональные (возникают в процессе специализации по профессии)

Разделение труда, узкая специализация

Изменения в личности, обусловленные принадлежностью к конкретной специальности,

Ролевой экспансионизм,

Консерватизм,

Информационная пассивность педагога

Деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета; регулярно репродуцируется один и тот же учебный материал; проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности

Профессионально-типологические (обусловлены наложением индивидуальных психологических особенностей на психологическую структуру деятельности)

Предел развития уровня образования и профессионализма,

психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов, а также возрастные изменения, связанные со старением в сочетании с кризисами профессионального развития

Стагнации профессионального развития

Социально-психологическое старение: ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменение эмоциональной сферы, возникновение дезадаптивных форм поведения, рост потребности в одобрении и др.;

- нравственно-этическое старение: навязч. морализирование, скептическое отношение к молодежной субкультуре, противопоставление настоящего прошлому, преувеличение заслуг своего поколения и др.;

- профессиональное старение: невосприимчивость к нововведениям, канонизация индивид-го опыта и опыта своего поколения, трудности освоения новых средств труда и технологий, снижение темпа выполнения проффункций и др.

Слабые или неверные мотивы профессионального выбора,

отсутствие навыков целеполагания

Деформации профессиональной направленности личности

- искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»)

- перестройка ценностных ориентаций

- преобладание внешней мотивации над внутренней

- низкая эффективность деятельности, отсутствие удовлетворения, пессимизм

Деформации, возникающие на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др.) и черт характера

- комплекс превосходства

- гипертрофированный уровень притязаний

- завышенная самооценка

- психологическая герметизация

- нарциссизм

- ролевая экспансия

- властолюбие

- «должностная интервенция»

- доминантность

- индифферентность и др.

Нарушение условий субъектности, эмоциональная напряженность профессионального труда

Дезаптация (социальная) личности:

Авторитарность,

Поведенческий трансфер,

Неадекватная самооценка,

Обученная беспомощность,

Формализм,

Доминантность,

Синдром «эмоционального сгорания»

Проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя; искажение анализа ситуации, информации из памяти, неадекватное принятие решений, планирование действий и оценивание результата; недовольство не только трудом, но и всей жизнью. Агрессивность, враждебность, конфликтность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится на отношения с окружающими и даже с близкими.

Индивидуализированные (являют психологическое сращивание личности и профессии)

Вживание в объект профдеятельности

Искажение личности в зависимости от особенностей объекта деятельности

У педагогов, например, перенимание фрагментов поведения, привычек, особенностей восприятия обучающихся

Многолетнее выполнение одних и тех же задач, действий

Стереотипизация

искажение отражения профессиональной реальности, разного типа психологические барьеры,

ошибочные действия и неадекватные реакции

Долговременное погружение в профессиональную роль, психологическое сращивание личности и профессии

Акцентуации характера личности

- сверхответственность,

- суперчестность,

- гиперактивность,

- трудовой фанатизм,

- профессиональный энтузиазм

Долговременное погружение в профессиональную роль, психологическое сращивание личности и профессии

Демонстративность,

Педагогическая индифферентность

Качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
В данном параграфе будут приведены сценарии разработанных уроков к указанному выше электроно-справочному материалу. Тема: «Магистрально-модульный принцип построения компьютера». Цели урока: - помочь учащимся усвоить магистрально-модульный принцип построения компьютера, дать основные понятия, необхо ...

Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий сознание программы проведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Обладая богатым воображением, человек может «жит ...

Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru