Воспитательные традиции христианских народов

Развитие образования » Воспитательные традиции христианских народов

Страница 1

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Религия — важнейший феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль — этноинтегрирующую и этнодифференцирующую. Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление.

Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды. Христианство — самая распространенная в мире религия, объединяющая около 2,5 миллиардов последователей. Христианские страны создали самую высокую цивилизацию на планете.

Идеи христианства, воспринятые на всех материках Земли, сформировались 2000 лет назад и привлекали самых разных людей, потому что в их основе лежало сострадание и спасение, вера в искупительную силу мессии Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человеческие. Христиане ожидают второго пришествия Христа и Страшного суда, установления царства Божьего. Верующие ждут вечной жизни после смерти. Среди христиан нет единства. Первый идейный раскол среди верующих произошел в 1054 году, когда появились две ветви — православие и католицизм, позднее откололась ветвь протестантов. Для христианина важен каждый человек, которого он должен найти, если тот потеряется. Христианская доброта и христианское всепрощение не означают, что заблуждающийся может поступать так, как ему хочется.

Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у православных христиан стали складываться в VI—IX вв. По мере разделения поселений на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи — простых селян или князей. Но в целом характер воспитания определяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.

Семья в крестьянской общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу.

Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Их взаимоотношения с чадами были основаны на безусловном послушании детей — независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.

Неженатых общество порицало. Беднякам во время свадьбы помогали всем миром — деньгами и продуктами. Устраивалась «помочь» — коллективно и безвозмездно возводился дом.

Развод у крестьян считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведенных с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Им в течение 5—6 лет не разрешалось венчаться вновь. Родители «соломенных» вдов и вдовцов не принимали у себя, священник в церкви «не брал их иод крест».

В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.

Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».

За детьми, как правило, закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6—7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост. В косовицу и жатву ребятишки ирисматривали за домом, за младшими братьями и сестрами, поили и кормили скотину. С 10—11 лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов. Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготавливали пищу. С 12-летнего возраста они умели печь хлеб.

Дети рано узнавали цену хлеба. Отношение к продуктам труда было чрезвычайно бережным, уважительным. О хлебе даже не очень хорошего качества никогда не говорили «плохой». И тем более его никогда не выбрасывали. Каждый ребенок видел, как мать или бабушка сметали крошки хлеба со стола и отправляли их в рот. Дети наблюдали, как родители подают нищим, принимают странников, помогают обедневшим, погорельцам, ухаживают за больными, опекают убогих. Например, у старообрядцев особой заботой были окружены одинокие старики и старухи. Каждую субботу и в праздники крестьяне через детей посылали им разные продукты со своего стола. Идеи милосердия, таким образом, имели у крестьян не абстрактный характер, а были наполнены конкретным, жизненным, живым содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Методы исследования межличностных отношений дошкольников
Цель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основе театрализованной игры. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для диагностики взаимных выборов старших дошкольников и выявлению восприятия сверстников в г ...

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...

Классификации нарушений слуха
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru