В целях развития самостоятельности учащиеся тексты постепенно усложняются и по своему оформлению:
1) текст разделен на небольшие части (абзацы), и каждой из них внизу дан пункт плана;
2) текст не разделен на абзацы, но план есть;
3) текст разделен на два (затем на три-четыре) абзаца, плана не дано, но последний состоится коллективно; Все подробности печи radax конвекционные у нас.
4) текст разделен на три-четыре абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;
5) текст разделен на абзацы, плана не дано, детям надо составить план из 3–4-х пунктов и написать изложение.
Так, постепенно ученик овладевает умением писать изложение готового текста. При этом речь учащегося обогащается новыми словами, оборотами. Кроме того, дети учатся строить связную речь, развертывать сюжет рассказа в определенной последовательности, по плану.
Важную роль играет способ восприятия учеником текста подлежащего изложению: читает ли текст сам ученик или его читает учитель. Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух.
Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети затем будут писать? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложения после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.
В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы основные факты. Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу, особенно к пересказу научного текста.
Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать других ребят. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа – его монотонность, сухость. Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, – значит, творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творимый, а не заученный. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы об этом?»
Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного текста (прочитанного учителем или услышанного в звукозаписи, по радио, по телевидению); пересказ после однократного чтения самим учеником, в том числе тихого прочтения, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки назад, неделю назад и т.д.
Любое из видов изложений по способу содержания (полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения) может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения – служить средством развития связной речи.
Наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др.
Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегир ...
Сообщение учителем новых знаний
Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Творческое решение задач возможно только тогда, когда в ход ...
Планирование межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных план ...