Текст предназначенный для изложения в I классе, может составить 4–5 предложений. Например, рассказ «За рыбой»:
Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдачи рыбу маме.
На доске заранее пишется план в виде вопросов: «Что задумали мальчики? Куда они пошли? Кого поймали Яша и Сережа?»
План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимание детей от текста. Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план – вопросы.
Текст для изложения во II классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции.
Изложение может быть разных видов:
а) подробным или сжатым;
б) без изменений фактической стороны;
в) изложением с дополнением, со вставкой эпизодов;
г) с изменением начала, конца;
д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия.
Изложение учащихся I–IV классов должны отвечать следующим требованиям:
1. Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов имеющих место в тексте2. Последовательность изложения должна соответствовать плану (хотя план может быть и не записан учениками в их тетрадях).
3. Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.
4. Изложение должно быть написано орфографически грамотно. Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:
1) точность передачи, последовательность содержания текста;
2) непосредственность передачи содержания текста;
3) ошибки в построении предложений;
4) неправильное употребление слов;
5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки. Учитель при этом должен знать характер ошибок отдельных учеников.
Примерные схемы анализа изложений.
1. Количество учащихся, писавших работу;
2. Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок;
3. Количество учащихся, правильно передавших содержание;
4. Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непосредственно изложили текст, отступили от плана).
После того как дети пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к изложению. При этом нельзя ожидать полного совпадения в содержании пересказа и изложения. Изложение обычно бывает короче устного пересказа. Но так же, как и пересказ, изложение должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом.
Изложение имеет большое значение для развития речи, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения»
Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие, есть определенный сюжет. В этом рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению.
Тексты для изложения постепенно усложняются. Усложнение состоит в том: статьи и рассказы для изложений усложняются по содержанию: в них появляется большее количество эпизодов. Они усложняются и в словаре, синтаксисе. Появляются все больше слов, которые дети еще не писали, а предложения становятся более разнообразными по своему построению и составу. Более сложным становится и построение рассказа предназначенного для изложения.
Развитие мышления и мотивации на уроке «открытия» нового знания
Выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей [35]: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. На уроках ...
Загрязнение окружающей среды
Химическая промышленность охватывает большое количество отраслей: производство основного органического синтеза, нефтехимические, коксохимические и другие- производства. Часть из них уже стала самостоятельными отраслями промышленности. Производство кислот, солей, щелочей, некоторых химических элемен ...
Содержание специального образования
По определению М.И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации сп ...