Особенности подготовительной работы над написанием изложений

Развитие образования » Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах » Особенности подготовительной работы над написанием изложений

Страница 3

Текст предназначенный для изложения в I классе, может составить 4–5 предложений. Например, рассказ «За рыбой»:

Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдачи рыбу маме.

На доске заранее пишется план в виде вопросов: «Что задумали мальчики? Куда они пошли? Кого поймали Яша и Сережа?»

План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимание детей от текста. Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план – вопросы.

Текст для изложения во II классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции.

Изложение может быть разных видов:

а) подробным или сжатым;

б) без изменений фактической стороны;

в) изложением с дополнением, со вставкой эпизодов;

г) с изменением начала, конца;

д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия.

Изложение учащихся I–IV классов должны отвечать следующим требованиям:

1. Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов имеющих место в тексте2. Последовательность изложения должна соответствовать плану (хотя план может быть и не записан учениками в их тетрадях).

3. Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.

4. Изложение должно быть написано орфографически грамотно. Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:

1) точность передачи, последовательность содержания текста;

2) непосредственность передачи содержания текста;

3) ошибки в построении предложений;

4) неправильное употребление слов;

5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки. Учитель при этом должен знать характер ошибок отдельных учеников.

Примерные схемы анализа изложений.

1. Количество учащихся, писавших работу;

2. Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок;

3. Количество учащихся, правильно передавших содержание;

4. Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непосредственно изложили текст, отступили от плана).

После того как дети пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к изложению. При этом нельзя ожидать полного совпадения в содержании пересказа и изложения. Изложение обычно бывает короче устного пересказа. Но так же, как и пересказ, изложение должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом.

Изложение имеет большое значение для развития речи, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения»

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие, есть определенный сюжет. В этом рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению.

Тексты для изложения постепенно усложняются. Усложнение состоит в том: статьи и рассказы для изложений усложняются по содержанию: в них появляется большее количество эпизодов. Они усложняются и в словаре, синтаксисе. Появляются все больше слов, которые дети еще не писали, а предложения становятся более разнообразными по своему построению и составу. Более сложным становится и построение рассказа предназначенного для изложения.

Страницы: 1 2 3 4

Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности
По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и тре ...

Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...

Методика проведения формирующего эксперимента
Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуал ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru