– Спасибо тебе, моя дорогая помощница, – сказала мама и поцеловала дочь. (По О. Бедареву)
После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться о том, что они правильно поняли содержание прочитанного: «О ком вы прочитали? Как Лена помогла маме?»
Затем рассказ читается по частям, После чтения первых трех предложений (1 части) детям задается вопрос: «Откуда пришла Лена?»
По окончании следующей (2 части) может быть поставлен вопрос: «Как Лена убрала в комнате?» После чтения последнего абзаца учитель спрашивает: «Как мама отнеслась к тому, что сделала Лена?»
Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, дети остановятся на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так как это сделано в книге для чтения, например: «Помощница», «Помогла маме».
Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного.
При этом важно чтобы пересказ близкий к тексту, проводился не в результате механического запоминания, а на основе работы над текстом. Важным требованием к пересказу является его выразительность. Живость, естественность, интонации при пересказе – лучший показатель того, что ученик понял и усвоил содержание текста.
Пересказы, которые не являются точным воспроизведением содержания прочитанного, а получаются в результате переработки или дополнения его, носят название творческих. Переработка может иметь различный характер:
1) Изменение лица рассказчика. Кроме стилистической переработки (изменение глагольных форм, подбор новых подлежащих, устранение личного местоимения), творческий элемент проявляется в ином освещении содержания. Сын капитана, вернувшись из плавания, будет рассказывать товарищам о пережитом несколько иначе, чем Л. Толстой в рассказе «Прыжок». Представляя себя на месте такого рассказчика, ученик захочет рассказать о его переживаниях: досада на обезьяну, ужас при взгляде на палубу, первая мысль после спасения.
2) Пересказ по измененному плану. Этот вид работы требует изменения последовательности событий или дополнения содержания. Например: пересказ рассказа Я. Тайц «Дни писем и газет» можно начать не с рассказа о ключе, а сначала описать тревогу в семье Степановых из-за отсутствия вестей с фронта, затем рассказать о появлении Вали с письмом и обстоятельствах, предшествовавших этому. Эмоциональность пересказа повысится.
Обобщающая беседа по художественному произведению обычно проводится после 2-х, 3-х кратного чтения произведения. Ей можно предшествовать выборочный пересказ или, если произведение невелико, полный. Часто к проведению обобщающей беседы дети готовятся путем самостоятельного перечитывания произведения. В таком случае учитель перед чтением дает вопросы, которые составят основу беседы.
Для беседы по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» достаточно пяти вопросов:
1. Чем занимался Мазай в половодье? (Вопрос нужен, чтобы ввести в активный словарь слово спасал)
2. Почему Мазай весной не бьет, а спасает зайцев?
3. Как же относится старый крестьянин к богатством природы?
4. Что еще мы узнали о Мазае?
5. Почему же писатель Н.А. Некрасов дорожил дружбой со стариком и захотел рассказать о нем в стихах»
Такая беседа помогает понять главную мысль писателя: достоин уважения простой труженик, который знает и любит природу, использует ее по-хозяйски. Отвечая на 1, 2, 5-й вопросы, дети приведут немало доказательств ума, добродушия, опытности Мазая и т.д. Выяснив отношение писателя к Мазаю (5-й вопрос), дети и для себя сделают осознанные выводы о разумном отношении к природе.
Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средства наглядности на ос ...
Практическое осуществление полового воспитания
Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрос ...
Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...