Особенности подготовительной работы над написанием изложений

Развитие образования » Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах » Особенности подготовительной работы над написанием изложений

Страница 2

– Спасибо тебе, моя дорогая помощница, – сказала мама и поцеловала дочь. (По О. Бедареву)

После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться о том, что они правильно поняли содержание прочитанного: «О ком вы прочитали? Как Лена помогла маме?»

Затем рассказ читается по частям, После чтения первых трех предложений (1 части) детям задается вопрос: «Откуда пришла Лена?»

По окончании следующей (2 части) может быть поставлен вопрос: «Как Лена убрала в комнате?» После чтения последнего абзаца учитель спрашивает: «Как мама отнеслась к тому, что сделала Лена?»

Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, дети остановятся на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.

Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так как это сделано в книге для чтения, например: «Помощница», «Помогла маме».

Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного.

При этом важно чтобы пересказ близкий к тексту, проводился не в результате механического запоминания, а на основе работы над текстом. Важным требованием к пересказу является его выразительность. Живость, естественность, интонации при пересказе – лучший показатель того, что ученик понял и усвоил содержание текста.

Пересказы, которые не являются точным воспроизведением содержания прочитанного, а получаются в результате переработки или дополнения его, носят название творческих. Переработка может иметь различный характер:

1) Изменение лица рассказчика. Кроме стилистической переработки (изменение глагольных форм, подбор новых подлежащих, устранение личного местоимения), творческий элемент проявляется в ином освещении содержания. Сын капитана, вернувшись из плавания, будет рассказывать товарищам о пережитом несколько иначе, чем Л. Толстой в рассказе «Прыжок». Представляя себя на месте такого рассказчика, ученик захочет рассказать о его переживаниях: досада на обезьяну, ужас при взгляде на палубу, первая мысль после спасения.

2) Пересказ по измененному плану. Этот вид работы требует изменения последовательности событий или дополнения содержания. Например: пересказ рассказа Я. Тайц «Дни писем и газет» можно начать не с рассказа о ключе, а сначала описать тревогу в семье Степановых из-за отсутствия вестей с фронта, затем рассказать о появлении Вали с письмом и обстоятельствах, предшествовавших этому. Эмоциональность пересказа повысится.

Обобщающая беседа по художественному произведению обычно проводится после 2-х, 3-х кратного чтения произведения. Ей можно предшествовать выборочный пересказ или, если произведение невелико, полный. Часто к проведению обобщающей беседы дети готовятся путем самостоятельного перечитывания произведения. В таком случае учитель перед чтением дает вопросы, которые составят основу беседы.

Для беседы по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» достаточно пяти вопросов:

1. Чем занимался Мазай в половодье? (Вопрос нужен, чтобы ввести в активный словарь слово спасал)

2. Почему Мазай весной не бьет, а спасает зайцев?

3. Как же относится старый крестьянин к богатством природы?

4. Что еще мы узнали о Мазае?

5. Почему же писатель Н.А. Некрасов дорожил дружбой со стариком и захотел рассказать о нем в стихах»

Такая беседа помогает понять главную мысль писателя: достоин уважения простой труженик, который знает и любит природу, использует ее по-хозяйски. Отвечая на 1, 2, 5-й вопросы, дети приведут немало доказательств ума, добродушия, опытности Мазая и т.д. Выяснив отношение писателя к Мазаю (5-й вопрос), дети и для себя сделают осознанные выводы о разумном отношении к природе.

Страницы: 1 2 3 4

Исторические корни гуманной педагогики
Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных допущениях составляющих истину для мировых религий и предмет для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию. «Мир че ...

Воспитание творческой личности в педагогической практике
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся. Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диа ...

Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. П ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru