Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок при написании сочинений и изложений

Развитие образования » Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах » Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок при написании сочинений и изложений

Страница 2

5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т.е. сзади); Обратно пошел дождь (т.е. опять) Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.

Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения – это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном контексте.

К группе м о р ф о л о г о – с т и л и с т и ч е с к и х о ш и б о к относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типа ошибок этой группы:

1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова и соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, монтажники, штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

2. Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного языка: они хочут, он хотит, он пришел без пальта. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.

3. Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал).

4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): Крышу кроют железами; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок – в стремлении младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (с и н т а к с и к о – с т и л и с т и ч е с к и е о ш и б к и). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее частых типов ошибок.

1. Нарушение управления, чаще всего – предложного: Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с него (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы, (радовались чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу к о м у? победителям) и т.п.

2. Нарушения согласования, чаще всего – сказуемого с подлежащим: Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы; туманная утро. Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения: начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного родя.

3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает острое (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом), Только равнодушным оставался кот Борька (надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем записать его. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал.

В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверкп или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники самостоятельно в подобных случаях исправляют, перестраивают текст. Причина второй ошибки та же, что и в примере семья… встретили.

Страницы: 1 2 3 4

Характеристика базы исследования навыка чтения в СОШ с. Новоманошкино
Чтение — это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного [16, с. 140]. Актуальн ...

Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое ...

Технология уровневой дифференциации
Одной из действующих технологий обучения русскому языку становится технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательности усвоения только точно указанного. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru